Skip to main content

Странным окольным и запутанным образом НАСА, похоже, подтвердило, что оно воспользовалось возможностью контракта на покупку второго пилотируемого звездолета на Луне у SpaceX.

Помимо его общего существования, о новом контракте известно очень мало. НАСА еще предстоит обсудить, когда он будет запущен или к какой миссии Artemis он будет прикреплен. При этом агентство также выявило действительно странный пробел в планах космического агентства по пилотируемым космическим полетам на следующее десятилетие. Вдобавок к этой неопределенности, на самом деле неясно, имеет ли НАСА в виду, что теперь у него есть по контракту одна или две демонстрации посадки звездолета с экипажем, зачем нужны две «демонстрации» с экипажем или в чем разница между этими двумя миссиями — если на самом деле есть две миссии. — является.

Всего через несколько дней после объявления официальный график НАСА, показывающий планы агентства в отношении Луны и Марса на следующие десять лет, явно противоречил ему, показывая только две демонстрации Starship HLS: одну без экипажа и одну с экипажем. Предполагая, что это был просто вопрос плохой координации, график раскрывает другую причудливую реальность: НАСА, похоже, явно планирует трехлетний перерыв между посадкой первого корабля SpaceX с экипажем в 2025 году и следующей посадкой на Луну с экипажем, которая, как предполагает график, может произойти. в 2028 году.

Каждая миссия программы «Аполлон» с экипажем на Луну, включая одну прерванную окололунную миссию, две миссии на лунную орбиту и шесть успешных посадок, происходила менее чем за четыре года. Как было опубликовано, нынешний план НАСА «Артемида» будет сродни завершению «Аполлона-11» — первой пилотируемой посадки на Луну — в 1969 году, а затем ожиданию следующей попытки посадки до 1972 года. Трудно правильно передать, насколько странным был бы такой огромный разрыв.

Есть только два очевидных возможных объяснения. Во-первых, НАСА может предпочесть многолетнюю задержку между посадками на Луну с экипажем строительству и запуску еще одной ракеты SLS Block 1, и в этом случае трехлетний перерыв в посадке явно является ошибкой многолетних задержек SLS Block 1B — в частности, работы НАСА и Boeing. на более крупной разведочной верхней ступени ракеты (EUS). Во-вторых, возможно, НАСА и/или SpaceX ожидают, что первая посадка корабля с экипажем будет отложена на один или несколько лет. В 2018 году ожидалось, что SLS Block 1B дебютирует уже в 2024 году. В 2022 году НАСА заявляет, что Block 1B дебютирует не ранее 2027 года, а последний запуск Block 1 состоится в 2025 году.

Все запланированные варианты SLS. (НАСА)

Первое объяснение, возможно, гораздо более вероятно, учитывая, что построение графиков, основанное на допущении о задержках, имеет очень мало логистического смысла. Если бы SpaceX была готова в соответствии с первоначальным графиком или была близка к нему, она могла бы оставить программу НАСА по высадке на Луну на треть десятилетия. В альтернативном сценарии, если бы НАСА планировало в полной мере использовать каждый год, который у него есть, а демонстрация космического корабля SpaceX все еще откладывалась, космическое агентство просто получило бы больше оборудования SLS и Orion, чем планировалось. ракета буквально не способна запускаться чаще, чем раз в год-два. Есть несколько мыслимых сценариев, в которых ожидание миссии ракеты было бы предпочтительнее, чем ожидание миссии ракетой.

Другими словами, НАСА, вероятно, не хочет планировать трехлетний перерыв между высадками на Луну с экипажем. Скорее, якорь, к которому НАСА привязало программу «Артемида» — SLS и Orion — скорее всего, не оставляет ему выбора в этом вопросе. Хуже того, если разработка SLS Block 1B и EUS будет осуществляться так же плохо, как и SLS Block 1, вполне возможно — если маловероятно — что Artemis IV и V отложатся еще на год или два. В результате, даже при вероятном сценарии того, что демонстрация HLS с экипажем SpaceX будет отложена на год или около того, между посадками НАСА с экипажем на Луну все еще может быть трех- или даже четырехлетний перерыв в то время, когда программа должна набирать скорость. .

Тем временем SpaceX в частном порядке разрабатывает Starship с конечной целью высадки людей на Марс. Без интереса и поддержки НАСА Луна просто отвлекает от реальных целей SpaceX. Кроме того, в рамках программы NASA Human Landing System (HLS) SpaceX будет предоставлять Starship как услугу, а это означает, что компания сохранит за собой полные права и право собственности на любую полученную систему. Проще говоря, существует реальная вероятность того, что кажущееся исключительным отсутствие мотивации у НАСА создаст сценарий, в котором SpaceX может перерасти полезность космического агентства в середине 2020-х годов.

НАСА запустило свою первую ракету SLS Block 1 18 марта 2022 года — с опозданием более чем на 5 лет после более чем 12 лет работы. (Ричард Энгл)

Если, например, SpaceX в частном порядке оценивает космический корабль с точки зрения человека за запуски и вход, спуск и посадку; он может использовать посадочный модуль Starship HLS, разработанный совместно с НАСА, для высадки своих астронавтов на Луну без необходимости использования SLS, Orion или НАСА. Учитывая, что полный объем амбиций программы Artemis НАСА, по-видимому, заключается в одной посадке на Луну в год, у SpaceX будет достаточно места для выполнения нескольких дополнительных посадок независимо от НАСА, в то время как подрядчики космического агентства изо всех сил пытаются построить и запустить единственную ракету SLS в год. тот же срок.

Учитывая политическую власть, стоящую за программами SLS/Orion, неясно, захочет ли или сможет ли НАСА когда-либо публично поддержать или воспользоваться этим логическим расширением возможностей SpaceX Starship HLS. Миссия на Луну с экипажем — и особенно посадка космического корабля с экипажем — успешно завершенная без необходимости использования SLS или Orion, может поставить неустойчивую ракету и космический корабль НАСА в очень неудобное положение. Программа HLS уже низвела SLS/Orion до роли службы такси Земля-Луна, которая, как оказалось, стоит более 4 миллиардов долларов за запуск.

Помимо всего прочего, неопределенность продолжает царить в отношении долгосрочных планов НАСА по пилотируемым космическим полетам, чему в немалой степени способствует отсутствие у космического агентства какой-либо очевидной всеобъемлющей стратегии. Должностные лица НАСА могут неукоснительно повторять фразы о том, что программа «Артемида» направлена ​​на «устойчивое» возвращение людей на Луну и прокладывает путь к высадке астронавтов на Марс, но это не меняет того факта, что фактические осязаемые, финансируемые планы агентства не показывают практически ничего. свидетельство серьезной подготовки к обеим целям. Только время покажет, где окажется этот корабль без руля.

НАСА заключает контракт со SpaceX на вторую посадку на Луну звездолета с экипажем

Оставить комментарий