Первые два сверхтяжелых ускорителя SpaceX успешно дебютируют в тестах

Первые два сверхтяжелых ускорителя SpaceX успешно дебютируют в тестах

SpaceX добивается хороших успехов в разработке первых двух сверхтяжелых ускорителей Starship, оба из которых потенциально могут быть готовы к своим первым крупным тестовым кампаниям до конца года.

19 ноября, примерно через десять недель после начала процесса, SpaceX установила метановый резервуар Super Heavy B5 (LCH4) наверх своего кислородного баллона (LOx), отметив конец основной структурной сборки для бустера высотой 69 м (~ 225 футов). С тех пор группа сварщиков работает круглосуточно, чтобы сварить два резервуара вместе и завершить переходную трубу, по которой метан проходит через кислородный резервуар B5.

Двумя днями ранее генеральный директор Илон Маск поделился фотографией другого сверхтяжелого ускорителя SpaceX (B4), который медленно приближался к тестовой готовности более трех месяцев. Непонятно, почему SpaceX так вяло готовила Super Heavy B4 к испытаниям, но с B5, наконец, приближающимся к финишу, компания скоро окажется в положении, когда ей нужно будет решить, какой ускоритель продолжить в ближайшем будущем. Конечная цель: первый испытательный орбитальный полет звездолета.

После того, как две половинки Booster 5 будут сварены вместе, только несколько вещей разделят его и Booster 4. В последние недели медленный прогресс SpaceX в разработке Super Heavy B4 немного смягчился, поскольку техники начали закрывать кабелепровод ракеты-носителя (трубопровод для водопровода, проводки и авионики) основными крышками. Что еще более важно, SpaceX также впервые начала переустанавливать двигатели Raptor и устанавливать тепловую защиту вокруг этих двигателей. На фотографии, опубликованной Маском 17 ноября, этот тепловой экран хорошо виден, и есть признаки того, что он в конечном итоге закроет все внешнее кольцо 20 двигателей Raptor Boost над их соплами.

После завершения, этот щит теоретически защитит гнездо чувствительной сантехники и проводки каждого двигателя во время статических пожаров; ожоги при подъеме, ускорении и приземлении; и — самое главное — возвращение. В отличие от ускорителей Falcon, которые всегда выполняют ~ 30-секундный трехдвигательный «ожог при входе», чтобы замедлить и смягчить удар нагрева при входе, SpaceX планирует извлекать стальные сверхтяжелые ускорители без ожогов при повторном входе. Теоретически это должно сделать восстановление ускорителя более эффективным, позволяя еще десятку или около того тонн топлива идти на отправку Starship на орбиту вместо посадки.

Super Heavy B4 до и после начала установки теплозащитного экрана Raptor. (SpaceX)

По состоянию на 17 ноября SpaceX переустановила все 29 двигателей Raptor на Booster 4, частично закончила внешнее кольцо теплозащитных экранов Raptor и подготовила почву для большей тепловой защиты вокруг своих 9 центральных двигателей и зазора между этими внутренними и внешними Raptors. Экранировать двигатели Raptor Center таким образом, чтобы они по-прежнему закрывали кормовую часть Super Heavy, будет еще сложнее, учитывая, что все девять должны иметь возможность свободно балансировать на кардане для вектора своей тяги, в то время как внешнее кольцо 20 двигателей Raptor Boost (RB) зафиксировано. на месте. При темпах работы, установленной за последние несколько месяцев, SpaceX, вероятно, потребуется еще несколько недель, чтобы закончить этот тепловой экран и установить семь «аэрозольных покрытий» над стойками с чувствительным оборудованием, установленным вокруг базы Booster 4.

Booster 4, 8 сентября. (SPadre)

С другой стороны, Super Heavy Booster 5 пошла по другому пути в процессе сборки. В отличие от Booster 4, который сначала представлял собой немного больше, чем гигантский стальной резервуар с наполовину установленными Raptors, SpaceX, похоже, установила большую часть внешней сантехники, проводки, стоек для оборудования Booster 5 и, возможно, даже начала его теплозащитного экрана Raptor во время сборка, а не после. Возможно, в результате SpaceX потребовалось более десяти недель, чтобы собрать Booster 5 по сравнению с 2,5 недели для Booster 4. Но, учитывая, что Booster 4 все еще не завершен примерно через 18 недель после начала сборки, есть вероятность, что Booster 5 в конечном итоге для достижения первоначальной готовности к тесту потребуется на 4-6 недель меньше.

Если SpaceX действительно завершит Super Heavy B5 намного раньше, чем график B4, он скоро окажется с двумя готовыми к испытаниям ускорителями Starship, но только с одним стендом орбитального класса для их тестирования, что может вынудить компанию принять некоторые интересные решения.

Первые два сверхтяжелых ускорителя SpaceX успешно дебютируют в тестах