Skip to main content

После четырехдневной задержки SpaceX успешно установила первый высотный звездолет на своей стартовой площадке в Бока-Чика вскоре после того, как ракета была оснащена большими закрылками.

Технически во второй раз, когда Starship оснастили закрылками, у Starship с серийным номером 8 была установлена ​​нижняя половина аэродинамических поверхностей управления 23 сентября — ровно через год после того, как были впервые установлены закрылки Starship Mk1. Закрылки Starship Mk1, вероятно, должны были функционировать, но SpaceX, похоже, так и не активировал их, а основной корпус Mk1 (секция бака) был разрушен во время гидравлических испытаний в ноябре 2019 года, отказав задолго до необходимого давления для летных испытаний. Таким образом, если не считать пары сюрпризов, Starship SN8, скорее всего, станет первым летным прототипом с установленными функциональными закрылками.

Тем не менее, это еще предстоит увидеть и будет проверено в течение следующих нескольких недель. Если все пойдет по плану, корабль может стать первым, кто попытается выполнить запуск и посадку на большой высоте 15 км (9,3 мили), а также, вероятно, станет первым звездолетом, преодолевшим звуковой барьер.

Starship SN8 находится на стартовой площадке рядом со Starhopper и испытательным танком SN7.1. (NASASpaceflight — Nomadd)

Первые шаги Starship SN8 к испытаниям начались 26 сентября, когда SpaceX загрузила ракету на самоходный мобильный транспортер (SPMT) и перевезла ее на специализированные пусковые и испытательные площадки компании в Бока-Чика. Вскоре после прибытия к ракете были прикреплены кран и распределитель груза, чтобы поднять ее на один из испытательных стендов площадки (стенд A). Этот лифт так и не пришел, и кран в конце концов отсоединился и втянулся, начав с необычной четырехдневной задержки.

SN8 прибывает на стартовую площадку. (NASASpaceflight — bocachicagal)

Считается, что виноваты относительно сильные ветры на побережье Бока-Чика, создавшие условия, которые были слишком опасными, чтобы рисковать точной ручной работой, необходимой для подъема и управления ракетой весом около 70 тонн (~ 150 000 фунтов). Несмотря на свою несомненную тяжесть, огромная площадь поверхности пустого звездолета фактически превращает его в гигантский парус, улавливая и усиливая порывы ветра. Крепление звездолета к прижимным зажимам пусковой установки, вероятно, требует миллиметровой точности, что делает установку и сильный ветер явно несовместимыми (или, по крайней мере, нецелесообразными).

Наконец, около полуночи 30 сентября в Бока-Чика утих ветер, и SpaceX запустила ждущий кран и подняла Starship SN8 на стартовую площадку. Вскоре после этого техники приступили к установке временного гидроцилиндра установки, используемого для механического моделирования тяги двигателя, на «шайбу тяги» ракеты.

Почти симметричный вид живота звездолета. (NASASpaceflight — bocachicagal)В ожидании первых испытаний ракеты Starship SN8 медленно опускают на стенд A, оснащенный гидроцилиндром. (NASASpaceflight — bocachicagal)

Как и любой прототип Starship, начиная с Mk1, первая серьезная задача для Starship SN8 будет заключаться в прохождении приемочного испытания, известного как «криогенное доказательство». После создания давления газообразным азотом при температуре окружающей среды для проверки герметичности, SN8 будет полностью заполнен жидким азотом, в то время как гидроцилиндр подвергает свою упорную шайбу и секцию двигателя нагрузкам, аналогичным тяге трех двигателей Raptor. Вместе три Raptor способны производить тягу более 600 метрических тонн (1,3 миллиона фунтов силы). Для справки, четыре Raptor могли бы эффективно соответствовать тяге всего ускорителя Falcon 9 со всеми девятью Merlin 1D на полном газу.

Если SN8 достигнет необходимого давления и выдержит стресс крио-доказательств, он, скорее всего, станет первым звездолетом, который попытается осуществить статический огонь с тройным раптором — впервые и для двигателя. Первая попытка криопробы Starship SN8 запланирована не ранее 21:00 — 6:00 по московскому времени (UTC-5) в воскресенье, 4 октября, а резервные окна — 5 и 6 числа. Первая попытка статического огня — возможно, начавшаяся с одного Raptor или сразу переходящая к трем — может произойти через несколько дней после успешной криопробы.

По словам Илона Маска, SpaceX дважды запустит статический запуск SN8 перед попыткой дебютного запуска на 15 км (~ 50000 футов). Скорее всего, SpaceX попытается провести статический огонь с тремя двигателями с Starship как есть, установит носовой и передний закрылки SN8 и попытается второй статический огонь, вытягивая топливо только из меньших головных баков ракеты (один из которых расположен в кончике носа). Только время (или твиты Илона) покажет.

Вид на спину звездолета SN8, кормовые закрылки в посадочной позиции. (NASASpaceflight — bocachicagal)SN8 готовится к подъему на стартовую установку А. (NASASpaceflight — bocachicagal)

Ознакомьтесь с информационными бюллетенями Teslarati, чтобы получить оперативные обновления, обзоры на местности и уникальные взгляды на процессы запуска и восстановления ракет SpaceX.

Оставить комментарий