Skip to main content

Главный операционный директор и президент SpaceX Гвинн Шотвелл говорит, что теперь компания ожидает, что Starbase будет готова к первой попытке орбитального запуска Starship уже в июне или июле, что отодвигает график еще на месяц или два.

Чтобы совершить этот подвиг, SpaceX потребуется более или менее успешно пройти широкий спектр сложных и недоказанных тестов и пройти серию исчерпывающих бюрократических проверок, что значительно увеличивает шансы на то, что дебютный орбитальный запуск Starship на самом деле состоится ближе к 3-6 месяцам. Хотя технически SpaceX может совершить чудо или даже попытаться запустить оборудование, которое было протестировано лишь частично, даже самые оптимистичные гипотетические сценарии по-прежнему зависят от вещей, которые в значительной степени находятся вне контроля компании.

Будет ли FAA или не будет FAA?

Оба вращаются вокруг Федерального авиационного управления (FAA), которое — в случае SpaceX — отвечает за завершение «программной экологической оценки» (PEA) запусков орбитальных космических кораблей из Бока-Чика, штат Техас, и выдачу лицензии на запуск для крупнейших и наиболее мощная ракета из когда-либо построенных. В некотором смысле обе задачи являются беспрецедентными, но связанные с ними бюрократические процессы по-прежнему в основном такие же, как те, с которыми SpaceX успешно справилась за последние два десятилетия.

Во-первых, экологическая экспертиза FAA. До недавнего времени судьба ПЭА Starbase была почти полностью неопределенной и могла пойти по любому пути, большинство из которых не было бы благоприятным для SpaceX. Однако всего несколько дней назад и примерно через неделю после последнего объявления FAA о задержке PEA на один-два месяца агентство обновило онлайн-панель, чтобы показать, что четвертый из пяти основных процессов PEA был успешно завершен. Наиболее важной частью обновления является вывод о том, что SpaceX и FAA уже завершили почти все аспекты PEA, которые требуют сотрудничества с другими федеральными агентствами и местными заинтересованными сторонами.

Только еще один совместный процесс – обеспечение соблюдения «Раздел 4(f)» – еще предстоит завершить. Не вдаваясь в подробности, нет убедительных доказательств того, что этот конкретный шаг станет провальным, хотя SpaceX, возможно, придется пойти на компромисс в отношении некоторых аспектов операций Starbase, чтобы завершить его. После того, как раздел 4(f) позади, единственное, что стоит между FAA и SpaceX и окончательным PEA, — это завершение и утверждение всех соответствующих документов. Другими словами, впервые намеченная FAA дата завершения — 31 мая 2022 года — может быть действительно достижимой.

Тем не менее, как любит неоднократно указывать само FAA, «завершение PEA не гарантирует, что FAA выдаст лицензию на запуск — заявка SpaceX также должна соответствовать требованиям FAA по безопасности, рискам и финансовой ответственности». Даже если PEA идеален, SpaceX все равно должна получить лицензию FAA на запуск самой большой и самой мощной ракеты в истории. Неясно, начали ли SpaceX и FAA уже эту болезненную перепалку или какой-то утомительный мелкий шрифт мешает начать ее до того, как будет проведена экологическая экспертиза. Не зная больше, лицензирование запуска может занять от нескольких дней до нескольких месяцев.

Серия трубок

Без лицензии на запуск FAA и одобрения окружающей среды любые сборки Starship SpaceX не могут быть законно запущены со Starbase. Однако, с другой стороны медали, столь же верно и то, что кивки одобрения FAA стоят примерно столько же, сколько бумага, на которой они написаны, без ракеты, готовой к запуску. В идеальном мире у SpaceX были бы полностью квалифицированные ракеты-носители Starship и Super Heavy, собранные и находящиеся на орбитальной стартовой площадке Starbase, когда FAA наконец даст зеленый свет. Однако это не совсем то, чем сегодня является реальность SpaceX.

SpaceX добилась значительного прогресса за последние полтора месяца, но, вопреки ожиданиям генерального директора Илона Маска от 21 марта, компания будет абсолютно не готова к попытке орбитального запуска к концу мая. Тем не менее, оценка Шотвелла «июнь или июль» не может быть полностью недостижимой. После твита Маска SpaceX завершила сборку Super Heavy Booster 7, доставила ракету на стартовую площадку 31 марта и завершила несколько крупных испытаний в начале апреля. Однако во время последнего испытания очевидная ошибка оператора значительно повредила большую часть, установленную внутри ракеты-носителя, что вынудило SpaceX вернуть Super Heavy B7 на строительную площадку Starbase. После двух с половиной недель ремонта Ракета-носитель 7 вернулась на стартовую площадку 6 мая и провела еще одно «криозащитное» испытание, по-видимому, подтвердив, что этот быстрый ремонт выполнил свою работу.

Если бы ракета-носитель 7 не нуждалась в ремонте, не невозможно (но все же сложно) представить, что SpaceX могла бы иметь сверхтяжелую ракету-носитель, готовую к запуску к концу мая. Тем не менее, статические огневые испытания, которые должен провести Booster 7, почти беспрецедентны и могут занять месяцы. На сегодняшний день SpaceX никогда не запускала более шести Raptor одновременно на прототипе Starship, в то время как Super Heavy, вероятно, потребуется выполнить несколько испытаний с 33 двигателями, прежде чем его можно будет безопасно считать готовым к полету. Хуже того, нет никакой гарантии, что SpaceX действительно захочет запустить Booster 7 после нанесенного ему ущерба. Если вместо этого Booster 8 продвинет факел вперед, дебют орбитального запуска Starship может легко переместиться на конец третьего или четвертого квартала 2022 года.

Между тем, Super Heavy — это только половина ракеты. Когда Маск написал в Твиттере свою оценку «надеюсь, май», SpaceX была далека от того, чтобы закончить звездолет — Корабль 24 — который, как полагают, был назначен на дебютный орбитальный запуск. Тем не менее, SpaceX, наконец, ускорила сборку корабля 24 за последние несколько недель и в конечном итоге завершила сборку модернизированного звездолета 8 мая. Чтобы действительно завершить корабль 24, предстоит еще много работы, но SpaceX должна быть готова отправить его на испытательный стенд в течение недели или двух. Несмотря на то, что испытания Корабля 24 должны быть завершены ранее Кораблем 20, что делает его путь вперед менее рискованным, чем у Ракеты 7, Корабль 24 представит ряд серьезных изменений в конструкции и, вероятно, потребуется не менее двух месяцев испытаний, чтобы достичь базовый уровень летной готовности.

И последнее, но не менее важное: это вопрос самой орбитальной стартовой площадки (ОЛС). Готова ли пусковая установка выдержать полный сверхмощный статический огонь? Готов ли резервуарный парк площадки заполнить Starship и Super Heavy несколькими тысячами тонн легковоспламеняющегося, взрывоопасного криогенного топлива? Если это цель испытательного полета, готова ли стартовая башня к тому, чтобы сверхтяжелый ускоритель попытался приземлиться на ее руках? Хотя есть основания полагать, что ответ на некоторые из этих вопросов «да», остается много неопределенности, и большая часть работы еще не завершена.

В конечном счете, июньская цель Шотвелла почти наверняка недостижима. Однако конец июля вполне возможен, но только в том маловероятном случае, если все испытания Booster 7 и Ship 24 будут завершены почти идеально и без дальнейших задержек. Для прагматичного читателя август или сентябрь — более безопасная ставка. К счастью, по крайней мере одно можно сказать наверняка: активность на Звездной базе станет значительно более захватывающей.

Президент SpaceX обновляет график дебютного орбитального запуска Starship

Оставить комментарий