Skip to main content

SpaceX успешно запустила свою первую партию спутников Starlink V2 следующего поколения, что, вероятно, положит начало новой эре доступности для созвездия.

В то же время, демонстрируя, насколько далеко SpaceX опережает своих конкурентов и остальной космический мир, запуск Starlink 6-1 завершился сотой последовательной успешной посадкой ракеты-носителя Falcon. В результате надежность посадки SpaceX теперь может соперничать с надежностью запуска некоторых из самых надежных ракет, когда-либо запускавшихся. Этот выдающийся подвиг является хорошим предзнаменованием для ракеты SpaceX Starship следующего поколения, которая предназначена для высадки людей на Землю, Луну, Марс и другие планеты.

Веха надежности приземления SpaceX становится еще более впечатляющей из-за отсутствия непосредственной конкуренции. Спустя более семи лет после первой успешной посадки ракеты-носителя Falcon 9 SpaceX и через шесть лет после первого успешного повторного использования ракеты-носителя Falcon компанией, Falcon 9 и Falcon Heavy по-прежнему остаются единственными многоразовыми ракетами орбитального класса в эксплуатации.

Blue Origin добилась определенного успеха в повторном использовании первой ступени своей суборбитальной ракеты New Shepard. Rocket Lab также извлекла из океана небольшие ракетные ускорители Electron, но ей еще предстоит поймать ракету-носитель с вертолетом, что необходимо для рентабельного повторного использования. Многие другие компании объявили или начали разработку собственных частично или полностью многоразовых ракет. Но даже в лучшем случае наиболее перспективным из этих потенциально конкурентоспособных ракет еще год или два до их первых попыток запуска, не говоря уже об их первых успешных восстановлениях и повторном использовании.

SpaceX дебютировала с ракетой Falcon 9 после большинства успешных восстановлений и повторного использования ракеты-носителя в июне 2010 года. SpaceX впервые восстановила ракету-носитель Falcon 9 в декабре 2015 года и впервые повторно использовала (другую) ракету-носитель в марте 2017 года. вся эта рискованная разработка во время запуска для платных клиентов.

Даже после первого успеха последовало множество неудачных попыток приземления, поскольку SpaceX расширила границы производительности и обнаружила новые виды отказов. Последняя неудачная посадка Falcon произошла во время запуска Starlink в феврале 2021 года и была вызвана дырой в гибкой «юбке», предназначенной для предотвращения попадания перегретой атмосферы Земли в секцию двигателя испытанной в полете ракеты-носителя.

Однако каждая посадка после неудачной посадки Falcon 9 на Starlink-19 была успешной. 27 февраля 2023 года, почти ровно через два года после этой аварии, ракета-носитель Falcon 9 B1076 приземлилась на одном из трех беспилотных кораблей SpaceX, что стало сотой последовательной успешной посадкой семейства ракет. Starlink 6-1 также стал 183-м подряд успешным запуском семейства Falcon, поскольку неудачная посадка Falcon никогда не мешала выполнению основной цели миссии.

С точки зрения запуска Falcon 9 и семейство Falcon уже стали самыми статистически надежными ракетами в истории. Очень немногие ракеты в истории совершили 100 последовательных успешных запусков, не говоря уже о посадках. Например, по словам репортера космических полетов Алехандро Ромеры, следующая самая надежная американская ракета — McDonnell Douglas Delta II — едва достигла 100 последовательных успешных запусков до выхода из эксплуатации в 2018 году. Таким образом, надежность приземления ракет Falcon компании SpaceX связана с надежностью запуска самая надежная американская ракета, построенная не SpaceX.

Кроме того, посадки ракет-носителей SpaceX Falcon теперь статистически более надежны, чем запуски широко разрекламированной ракеты Atlas V United Launch Alliance, которая (более или менее) успешно запускалась 97 раз.

По сравнению с Falcon 9, Starship на 70% выше, на 240% шире, на 800% мощнее, на 900% тяжелее, на 1000% мощнее и полностью, а не частично, многоразовый.

Надежность посадки Falcon является обнадеживающим признаком для ракеты SpaceX Starship следующего поколения. Чтобы Starship полностью достиг целей SpaceX, в конечном итоге он должен будет иметь возможность высаживать людей на Земле и в других местах по всей Солнечной системе. В настоящее время SpaceX не планирует разрабатывать независимую систему эвакуации экипажа для Starship, а это означает, что вместо этого сама ракета должна продемонстрировать исключительную общую надежность. Руководители SpaceX заявили, что Starship будет считаться достаточно безопасным для запуска людей только после того, как он совершит «сотни» успешных запусков и, предположительно, приземлений.

Falcon совершил 100 успешных посадок подряд, несмотря на большие пробелы в избыточности. Большинство посадочных ожогов выполняется с одним двигателем Merlin 1D. Любая проблема с этим двигателем, скорее всего, приведет к неудачной посадке. Ускорители Falcon также имеют четыре посадочных опоры и четыре решетчатых стабилизатора, приводимых в действие одним гидравлическим насосом. Отказ этого насоса или одной из четырех опор явно обрекал предыдущие посадки.

Гораздо больший размер и избыточная производительность Starship могут обеспечить больший запас погрешности и обеспечить большую избыточность. Но Falcon продемонстрировал, что даже ракета с несколькими яркими точками отказа может совершить 100 последовательных успешных посадок.

Ракета SpaceX Falcon совершила 100-ю посадку подряд

Оставить комментарий