Skip to main content

Ракета-носитель SpaceX Falcon 9 находится на пути к тому, чтобы побить рекорд повторного использования ракет орбитального класса, установленный орбитальным аппаратом космического корабля многоразового использования НАСА в 1985 году — и многими способами.

11 июля SpaceX объявила, что бустер Falcon 9 B1058 успешно завершил испытание на воспламенение от статического электричества за несколько дней до его второго запуска. Ракета, созданная Airbus, должна запустить южнокорейский военный спутник ANASIS II на основе автобуса, что означает, что он должен весить где-то между 4600 и 6400 кг (~ 10 000-14 000 фунтов). Даже в восстанавливаемой конфигурации Falcon 9 должен быть более чем способен запустить этот спутник на здоровую геостационарную передаточную орбиту (GTO), где ANASIS II будет использовать свои собственные встроенные двигательные установки для достижения круговой геостационарной орбиты (GEO) и начала операции.

В то время как ANASIS II, несомненно, важное значение в своем собственном праве в качестве первого специализированного спутника военные связи Южной Кореи, большая часть внимания общественности миссии переключилось на ракете Falcon 9 SpaceX планирует до повторного использования на нем.

30 мая SpaceX впервые успешно запустил двух американских астронавтов с ускорителем Falcon 9 B1058. (Ричард Энгл)

В октябре 1985 года космический челнок «Атлантис» поднялся с площадки 39А на своем первом орбитальном запуске, проведя четыре дня в космосе, прежде чем вернуться на Землю на базе ВВС Эдвардс. Всего 54 дня спустя тот же самый орбитальный корабль «Спейс шаттл» снова поднялся с площадки 39А, установив рекорд по обороту ракеты-носителя, который до сих пор сохраняется. Это был бы второй по величине запуск и посадка космического челнока до фатальной катастрофы Челленджер менее чем через два месяца.

Спейс Шаттл Атлантис дебютировал с миссией STS-51J в октябре 1985 года. После долгой жизни автомобиль нашел место отдыха в Центре посетителей космического центра Кеннеди (KSCVC). (НАСА — Эрик Ральф)

«Атлантис» провела второй запуск всего через 54 дня после приземления, установив рекорд, который держался почти 35 лет. (NASA)

STS Atlantis приземлился во второй раз через четыре дня после старта. (NASA)

Почти 35 лет спустя ракета SpaceX Falcon 9 находится на пороге сокрушительного рекордного оборота космического челнока «Атлантис» на целых девять дней (20%), если ракета-носитель B1058 запускается, как запланировано, с 17:00 до 21:00 ПО ВОСТОЧНОМУ ВРЕМЕНИ (21: 00-01: 00 UTC) 14 июля. SpaceX имел доступ к этой записи НАСА в течение примерно двух лет, так что тот факт, что Falcon 9 вот-вот зацепит его, не станет большим сюрпризом.

Безусловно, наиболее впечатляющим аспектом предстоящего отчета Falcon 9 является сравнение ресурсов, стоящих за 54-дневным оборотом космического корабля «Атлантис» и 44-дневным оборотом ускорителя Falcon 9 B1058. В то время, когда НАСА и Атлантис установили давний рекорд Шаттла, около 5000-10000 штатных сотрудников были поставлены задачи по ремонту Шаттлов и объектов (и стартовых площадок), которые их поддерживали. Основываясь на ретроспективном анализе, проведенном после окончания программы STS в 2011 году, средний запуск космического челнока (учитывая огромную закулисную инфраструктуру) в конечном итоге обошелся в более чем 1,5 миллиарда долларов за запуск — больше, чем теоретически заменила ракета Saturn V, которую Шаттл заменил.

Согласно уникальному подробному интервью, проведенному в мае 2020 года AviationWeek с генеральным директором SpaceX Илоном Маском, оборот бустера Falcon 9 может стоить всего 1 миллион долларов за штуку, и от начала и до конца его может управлять максимум несколько десятков сотрудников. Другими словами, даже несмотря на то, что ускорители SpaceX являются суборбитальными и испытывают нагрузку немного меньше, чем орбитальные космические челноки, повторное использование Falcon 9 примерно в тысячу раз эффективнее повторного использования космического челнока.

B1058 стартует с площадки 39A 30 мая. (NASA)

По иронии судьбы, ANASIS II, вероятно, закончила запуск на Falcon 9, потому что Lockheed Martin не смог построить спутник сам по цене, которую он обещал Южной Корее. Lockheed Martin изначально проектировал и эксплуатировал ракету Atlas V, прежде чем присоединиться к Boeing, чтобы сформировать United Launch Alliance (ULA). ANASIS II существует потому, что Lockheed Martin, по сути, пришлось подсластить сделку по приобретению в Южной Корее в 2014 году дополнительных 40 самолетов F-35 Lightning II на сумму около 7 миллиардов долларов.

Как бы то ни было, миссия должна надеяться, что Южная Корея получит свой первый специальный военный спутник связи и настроит ускоритель Falcon 9 B1058 для долгой и продуктивной карьеры из 5-10 запусков в течение следующих нескольких лет.

Ознакомьтесь с информационными бюллетенями Teslarati, где вы найдете оперативные обновления, подробные обзоры и уникальные сведения о процессах запуска и восстановления ракет SpaceX.

Оставить комментарий