Skip to main content

Менее чем через день после того, как SpaceX впервые успешно запрыгнула на полномасштабный прототип Starship, компания начала складывать следующую ракету, и Илон Маск говорит о дальнейших шагах.

Практически сразу после того, как Starship SN5 поднялся в небо на дебютном прыжке на 150 метров (500 футов), генеральный директор SpaceX Илон Маск говорил о ближайших планах компании в отношении программы испытаний ракеты-носителя следующего поколения. В некоторой степени он уже предлагал приблизительный обзор через различные интервью и твиты за последний год или около того. Помимо продолжения постепенного совершенствования конструкций Starship и Super Heavy, а также процессов, используемых для производства и испытаний этих ракет, между SpaceX и полной уверенностью в нынешней архитектуре стоит несколько серьезных доказательств концепции.

Что касается базовой ракетной техники, то 150-метровый прыжок SpaceX в Starship функционально доказал, что экзотический, неукоснительный подход компании к производству и сборке Starship может быть реально преобразован в нечто, способное производить чрезвычайно дешевые ракеты орбитального класса. Несмотря на то, что это крупное достижение, это не гарантирует, что произведенные ракеты будут многоразовыми, не говоря уже о том, чтобы их можно было быстро и легко использовать повторно.

На данный момент можно с уверенностью сказать, что SpaceX решила все основные проблемы, связанные с регулярной и надежной посадкой и повторным использованием ракетных ускорителей орбитального класса (первые ступени). Это сложно, и сюрпризы всегда возможны, но данные о посадке бустеров Falcon 9 и Falcon Heavy говорят сами за себя. Для колоссальной ракеты-носителя Starship, которая должна достичь орбиты, успех семейства Falcon означает, что восстановление и повторное использование сверхтяжелых кораблей — это скорее вопрос «когда», чем «если».

SpaceX уже находится на полпути к завершению строительства нового здания, предназначенного для сборки сверхтяжелых ускорителей. (NASASpaceflight — bocachicagal)

Starship, с другой стороны, будет предлагать множество различных задач — одни из которых беспрецедентны для SpaceX, а другие — за всю историю космических полетов. Для того, чтобы Starship смог поддерживать уровень повторного использования, совместимый с тем, что, вероятно, будет достигнуто с помощью сверхтяжелого ускорителя, SpaceX придется создать самый большой и самый простой в использовании космический корабль орбитального класса из когда-либо построенных.

Starship, который даже тяжелее орбитального корабля NASA Space Shuttle, также будет почти полностью полагаться на непроверенную технологию криогенного ракетного топлива на орбите для выхода за пределы низкой околоземной орбиты (НОО). Чтобы выжить при повторном входе с орбитальной скоростью, оставаясь при этом быстрым и дешевым для повторного использования, Starship и дальше придется расширять границы технологий теплового экрана. И последнее, но не менее важное: в своей текущей версии Starship полагается на поистине беспрецедентный стиль восстановления, чтобы эффективно вернуться на Землю.

Хотя в более поздней версии Starship были удалены плавники штатива, он по-прежнему предлагает хорошее сравнение размеров с Space Shuttle. (SpaceX / НАСА)

Именно в этом заключении и участвуют недавние комментарии генерального директора Илона Маска и недавняя деятельность на заводе SpaceX Starship. По словам Маска, SpaceX намерена выполнить как минимум еще несколько небольших прыжков (а-ля SN5), «чтобы сгладить [the] процесс запуска ». Неясно, какой прототип (ы) будет задействован в этой серии прыжков, но после того, как SpaceX будет удовлетворена состоянием операций по запуску, планируется «подняться на большую высоту с закрылками корпуса». Основываясь на предыдущих комментариях, можно с уверенностью предположить, что Маск имеет в виду план по запуску звездолета на расстояние 20 км (~ 12 миль).

Достигнув 20 км, Starship будет ориентироваться брюхом вниз — немного как парашютист — и буквально упадет на высоту около 1 км, прежде чем предпринять агрессивный маневр с питчером Raptor и приземлиться в последнюю секунду. Используя атмосферу Земли так же, как парашютист, пытающийся замедлиться, Starship теоретически сможет значительно уменьшить количество топлива, необходимое для приземления.

Эта демонстрация запуска и посадки на большой высоте также станет первым случаем, когда Starship действительно потребуется аэродинамические поверхности управления (то есть «закрылки корпуса») для безопасного завершения летных испытаний. Согласно информации NASASpaceflight.com, Starship SN8 — также первый полномасштабный прототип, построенный из другого стального сплава, — станет первым кораблем, который получит функциональные закрылки и носовой наконечник. Если первоначальные испытания пройдут по плану, SN8 также станет первым кораблем, который попытается приземлиться в стиле парашютиста, как описано выше. Что касается полномасштабной аэродинамики, то такая посадка в лучшем случае понимается довольно слабо. Для космических кораблей орбитального класса это еще более шаблонный подход.

Тем не менее, всего через несколько часов после успешного хмелевого дебюта Starship SN5, SpaceX начала складывать первую из нескольких уже готовых секций Starship SN8. Основываясь на сборке прошлых прототипов, танковая секция корабля может достичь своей полной высоты всего через несколько недель, в то время как последующие установки носовой части и закрылка — неизведанная территория.

Пара усовершенствованных передних закрылков прибыла в Бока-Чика 3 августа. (NASASpaceflight — bocachicagal)Пара модернизированных кормовых закрылков прибыла в июне 2020 года (NASASpaceflight — bocachicagal)Носовая часть с напорным баком (слева; необходим для приземления в стиле парашютиста) более или менее завершена. Кроме того, новый комплект из пяти колец мог либо располагаться прямо под носом SN8, либо стать основным цилиндром его кислородного баллона. (NASASpaceflight — bocachicagal)Вероятно, верхний купол резервуара SN8 (справа) более или менее закончен и ожидает окончательной установки. (NASASpaceflight — bocachicagal)SpaceX начала складывать Starship SN8 5 августа. Верхний купол (на фото вверху) будет располагаться поверх этой сборки, а (NASASpaceflight — bocachicagal)Скорее всего, изображенный здесь 18 июля, моторный отсек Starship SN8 — когда-то увенчанный еще пятью стальными кольцами — будет находиться в нижней части SN8. (NASASpaceflight — bocachicagal)

Ознакомьтесь с информационными бюллетенями Teslarati, чтобы получить оперативные обновления, обзоры на местности и уникальные взгляды на процессы запуска и восстановления ракет SpaceX.

Оставить комментарий