Skip to main content

Ракета SpaceX Falcon Heavy, похоже, обошла своего конкурента — ракету-носитель Vulcan Centaur нового поколения от United Launch Alliance (ULA), которая отправит марсоход и коммерческий посадочный модуль НАСА на Луну в 2023 году.

Еще в августе 2019 года, вскоре после того, как НАСА впервые начало объявлять о значительных контрактах в рамках своей программы Commercial Lunar Payload Services (CLPS), стартап Astrobotic объявил о заключении контракта с ULA на запуск своего первого небольшого посадочного модуля «Peregrine» и дюжины или около того прикрепленных полезных нагрузок NASA. на Луну в 2021 году. Вместо чрезвычайно дорогой, но действующей ракеты Atlas V, стартап решил продемонстрировать Peregrine при первом запуске Vulcan Centaur, новой ракеты ULA, предназначенной для замены как Atlas V, так и Delta IV Heavy.

Менее чем через два года Astrobotic решила приобрести у SpaceX, а не ULA, специальный запуск для еще более крупного посадочного модуля «Грифон», который направлен на доставку ледового марсохода VIPER НАСА на Луну и начало исследования постоянно затененных кратеров. на его южном полюсе.

Посадочный модуль Griffin компании Astrobotic и марсоход NASA VIPER. (Астроботик)

Еще в августе 2019 года в заявлении Astrobotic говорилось, что «он выбрал ракету Vulcan Centaur компании United Launch Alliance (ULA) в качестве [highly competitive commercial process]. » Позже стало ясно, что посадочный модуль Peregrine — хотя все еще планировалось отправить прямо на Луну по траектории транслунной инъекции (TLI) — не будет единственной полезной нагрузкой в ​​миссии. Никакая другая полезная нагрузка Vulcan Flight 1 неизвестна, но присутствие других платежеспособных клиентов помогает объяснить, как Vulcan превзошел SpaceX по контракту.

Что еще более важно, компании, готовые рискнуть своей полезной нагрузкой на новых ракетах, исторически соблазнялись игнорировать некоторые из этих рисков при первом полете с помощью крупных скидок. Другими словами, в том часто маловероятном случае, когда компании удастся продать первый запуск коммерческой ракеты, невероятно маловероятно, что та же самая ракета когда-либо снова будет продаваться так дешево.

В Falcon Heavy Flight 3 использовались как проверенные в полете боковые ускорители, так и новое центральное ядро. Обратите внимание на обгоревшие опорные лапы и покрытые копотью внешние поверхности. (SpaceX)Вполне вероятно, что Griffin-1 и VIPER будут запускаться на ракете Falcon Heavy с двумя или всеми тремя ускорителями, уже испытанными в полете. (НАСА — Ким Шифлетт)Перегрин. (Астроботик)«Гриффин» значительно крупнее и сложнее, чем «Перегрин», который должен совершить первую попытку высадки на Луну через 6-9 месяцев. (Астроботик)

Похоже, именно так и обстоит дело с ракетой Vulcan Centaur ULA, которая получила контракт с лунным посадочным устройством для своего дебютного запуска только для того, чтобы потерять аналогичный контракт на запуск лунного посадочного модуля от той же компании — что находится в пределах заявленных возможностей Vulcan — менее чем за два года. позже. Если относительно дорогой Falcon Heavy от SpaceX удалось превзойти цены на ранний запуск Vulcan, практически нет никаких шансов, что Vulcan Centaur когда-либо сможет коммерчески конкурировать с Falcon 9.

Фактически, еще в 2015 году, когда Astrobotic начал шуметь о своих планах по созданию коммерческих посадочных устройств на Луну, ожидалось, что более крупный Griffin будет весить около 2220 кг (~ 4900 фунтов) с полным топливом и — в сочетании с рабочей лошадкой Falcon 9 от SpaceX — сможет. для посадки на Луну полезных грузов весом до 270 кг (~ 600 фунтов). Неясно, предполагала ли эта цифра запуск одноразового использования Falcon 9 или использовались цифры из самого мощного варианта ракеты, до которого в то время оставалось еще несколько лет.

В любом случае посадочный модуль НАСА VIPER, который, как ожидается, будет иметь стартовую массу ~ 430 кг (~ 950 фунтов), слишком тяжел для полета Falcon 9 с одной палкой к TLI. Также разумно предположить, что сухая и заправленная топливом масса Griffin существенно выросла после более чем полувека разработки конструкции и того, что первый спускаемый аппарат Peregrine достиг стадии производства и сборки оборудования. В то время как Falcon 9 почти не дотягивает до производительности, необходимой для Griffin / VIPER, полностью восстанавливаемый Falcon Heavy способен запускать более 6,5 метрических тонн в TLI, обеспечивая запас прочности почти на 100%.

Astrobotic заявляет, что приобрела специальный запуск Falcon Heavy для Griffin-1 и VIPER, но было бы совсем не удивительно, если бы одна или несколько дополнительных полезных нагрузок нашли свой путь к миссии с несколькими тоннами дополнительной мощности. Предположительно предполагая, что его дебют по посадке на Луну Peregrine в четвертом квартале 2021 года или в начале 2022 года будет успешным, Astrobotic и SpaceX стремятся высадить Griffin-1 и марсоход NASA VIPER на Луну уже «в конце 2023 года».

Оставить комментарий