Skip to main content

Спустя более чем шесть месяцев после того, как SpaceX выиграла награду НАСА «Переломный момент» за демонстрацию масштабной передачи криогенного топлива на орбиту с помощью Starship, агентство начало выделять средства, официально начав работу над миссией.

Еще в октябре 2020 года НАСА предоставило 15 различным компаниям более 370 миллионов долларов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с управлением криогенным топливом в космосе, операциями на поверхности Луны и технологиями автономной посадки. Более двух третей этого финансирования пошло на четыре реальных демонстрации в космосе управления и хранения криогенного топлива от Lockheed Martin, United Launch Alliance (ULA), SpaceX и малоизвестного стартапа Eta Space.

Все четыре миссии увлекательны сами по себе. В значительной степени опираясь на небольшую ракету Electron компании Rocket Lab и космический аппарат / площадку Photon, Eta Space запустит крошечную «систему управления криогенной кислородной жидкостью» и продемонстрирует ее эффективность в течение примерно девяти месяцев на орбите. Lockheed Martin проведет аналогичный, но немного более масштабный тест с криогенным жидким водородом — гораздо более холодным и более сложным в обращении — на низкой околоземной орбите (НОО). Несмотря на крупные инвестиции в запускающий стартап и конкурента ABL Space, Lockheed Martin выбрала для запуска миссии стартап Relativity — возможно, потому, что компания заявляет, что сможет напечатать нестандартный обтекатель, чтобы приспособиться к необычным размерам полезной нагрузки.

В то время как ULA фактически отменила ACES, верхняя ступень Vulcan Centaur все еще предположительно способна работать с аналогичными характеристиками. (ULA)

Несмотря на расплывчатость, ULA, похоже, имеет планы проверить заявленные возможности длительного пребывания на берегу разгонной ступени ракеты Vulcan Centaur V, хотя неясно, будут ли эти испытания проводиться на земле или в космосе. Наконец, НАСА выделило SpaceX 53 миллиона долларов на «крупномасштабную демонстрацию полета по перемещению 10 метрических тонн… жидкого кислорода… между баллонами на звездолете».

В контексте шокирующего решения НАСА в апреле 2021 года о конкурсном присуждении SpaceX — и только SpaceX — контракта на 2,9 миллиарда долларов на возвращение человечества на Луну с помощью Starship, инвестиции агентства в размере 53 миллионов долларов в демонстрацию способности Starship не могут достичь Луны без него выглядят как легкая задача. Ожидается, что сама по себе полностью многоразовая ракета-носитель Starship следующего поколения SpaceX сможет доставлять на НОО полезную нагрузку от 100 до 150 метрических тонн (220 000–330 000 фунтов). Однако, чтобы сделать Starship полностью многоразовым, сам корабль, также служащий верхней ступенью, чрезвычайно тяжел, что резко снижает его производительность на более высоких орбитах.

На высоких околоземных орбитах одинокий звездолет предлагает характеристики, схожие с Falcon Heavy от SpaceX. Чтобы Starship стал поистине революционной ракетой, SpaceX придется освоить быстрое повторное использование и орбитальную дозаправку. Даже при умеренной дозаправке потенциальные характеристики Starship сразу же опережают все другие существующие и планируемые ракеты. С полной заправкой на LEO, Starship быстро становится способным доставлять от десятков до 100+ тонн грузов и пассажиров на поверхность Марса. С дозаправкой на высокой околоземной орбите Starship сможет приземлиться сотнями тонн на Луне и, вероятно, в короткие сроки запустить грузовые и космические корабли в любую точку Солнечной системы.

В конечном итоге записи Федеральной базы данных о закупках США показывают, что НАСА в конечном итоге закупило 50,4 миллиона долларов для демонстрации передачи топлива SpaceX, начало выделять средства (15,1 миллиона долларов) 4 мая 2021 года и ожидает, что SpaceX завершит работы к концу 2022 года. SpaceX восстановит звездолет, участвовавший в испытании.

Если остальная часть финансирования НАСА зависит от успешного возвращения Starship для практических проверок и максимального восстановления данных, 2022 год является более разумной целью. Если НАСА сочтет данные, возвращенные с орбиты, удовлетворительными, после того, как SpaceX подала заявку на дебютный запуск орбитального звездолета уже в следующем месяце, эта демонстрационная миссия может легко состояться в этом году, учитывая, что SpaceX нужно запустить только один звездолет, чтобы завершить ее.

SpaceX начинает работу над испытанием орбитального ракетного топлива Starship для НАСА

Оставить комментарий