Skip to main content

Выступая виртуально на Всемирном мобильном конгрессе (MWC) в Барселоне в 2021 году, генеральный директор Илон Маск говорит, что SpaceX уже поставила перед собой еще более амбициозные цели по многократному использованию ракетных ускорителей Falcon.

Менее чем за два месяца до этого ракета-носитель B1051 отправила на орбиту 60 спутников и разгонный блок, одновременно став первой первой ступенью Falcon 9, совершившей десять запусков и посадок орбитального класса, преодолев в основном символические, но все же важные годы. в разработке. Конкуренты SpaceX — в первую очередь United Launch Alliance — часто держали знак десяти полетов над головой как последний в длинной череде движущихся стоек ворот, используемых для дискредитации, унижения и взгляда свысока на многоразовые ракеты и усилия SpaceX по их реализации.

Незадолго до того, как стало ясно, что SpaceX достигнет этой цели в 10 полетов с помощью хотя бы одного ускорителя Falcon, конкуренты, работающие сверхурочно, чтобы оправдать отсутствие существенных инвестиций в многоразовые ракеты, снова сместили свои цели, расширив основания и потребовав в среднем по всему флоту десять полетов . Вместо того, чтобы объяснять, почему планы повторного использования SpaceX никогда не сработают, как наверняка сделали многие десятки руководителей аэрокосмической отрасли за последние 5-10 лет, новый подход состоит в том, чтобы утверждать, что способность SpaceX достичь своих целей повторного использования никогда не вызывала сомнений и что экономика полного повторного использования бустеров просто не имеет экономического смысла!

Теперь, через пять с половиной лет после первой успешной посадки ракеты-носителя Falcon 9, через четыре года после первого успешного повторного использования ракеты-носителя SpaceX и через семь недель после первого рубежа в десять полетов первой ступени Falcon 9, Илон Маск говорит, что некоторые из парка ускорителей компании уже «планируется летать 20 или, возможно, 30 раз». Никогда не из тех, кто лично отдыхает или позволяет своим компаниям почивать на лаврах, у SpaceX теперь есть новая цель, к которой нужно стремиться, поскольку команды работают над увеличением и поддержанием темпа запуска Falcon 9 на рекордно высоком уровне.

Еще до того, как в мае 2018 года дебютировало обновление Falcon 9 Block 5, Маск провел пресс-конференцию, на которой он совершенно ясно дал понять, что SpaceX «недвусмысленно намерена» запускать новые ускорители Falcon до 10 раз без ремонта. Три года спустя, хотя SpaceX в конечном итоге отказалась от планов по восстановлению и повторному использованию верхней ступени Falcon 9, отдав приоритет разработке Starship, мечта Маска о полном сокращении затрат на запуск почти осуществилась.

Технически, если бы SpaceX разработала многоразовую верхнюю ступень, Falcon 9 в ее нынешнем виде могла бы стоить всего ~ 10% от его прейскурантной цены (~ 6 миллионов долларов. С учетом стоимости новой расходной верхней ступени для каждой миссии фактическая стоимость современной ракеты-носителя Falcon 9 с проверенным в полетах ускорителем и обтекателем полезной нагрузки приближается к ~ 18 млн долларов. Однако в том же интервью в июне 2021 года Маск подтвердил, что стоимость операций Falcon 9, таких как ремонт, восстановление, расходные материалы и любые другие повторяющиеся работы — это всего лишь 10% от стоимости запуска, что фактически подтверждает, что модернизация Falcon 9 Block 5 действительно создала ракетный ускоритель, который практически не требует ремонта.

B1051, первый десятиполетный ускоритель Falcon 9 компании SpaceX. (Ричард Энгл)

Вернувшись на телефонную конференцию 2018 года, Маск также отметил, что помимо планов до десяти полетов без ремонта, ускорители Falcon можно было бы заставить летать десятки или даже 100 раз с периодическим тщательным техобслуживанием — мало чем в отличие от современных самолетов. Три года спустя Маск теперь говорит о запуске определенных бустеров Falcon 20 или 30 раз, в то время как что-то вроде периодического обслуживания, которое он когда-то описал, еще не произошло.

Другими словами, возможно, что SpaceX обнаружила, что ускорители Falcon 9 Block 5, которые действительно нуждаются в небольшом ремонте и осмотре после каждого запуска, могут летать 20 или 30 раз без серьезной переделки. В конечном счете, только время покажет, но 11-й полет Falcon 9 B1051 ожидается — на этот раз с западного побережья — уже в конце июля или в августе 2021 года с первой или второй выделенной партией полярных спутников Starlink SpaceX. B1051 прибыл на базу ВВС и космических сил Ванденберг (VAFB) в конце июня, примерно через месяц после Falcon 9 B1049, и, вероятно, станет второй ракетой-носителем, совершившей десять запусков.

SpaceX ставит новые цели по повторному использованию ракеты-носителя Falcon после десятиполетного рубежа

Оставить комментарий