Skip to main content

Представитель SpaceX говорит, что многоразовая ракета Starship следующего поколения уже заключила несколько коммерческих контрактов на запуск.

Планируемый к дебюту не ранее (NET) в первом квартале 2022 года с полуорбитальным запуском, который направлен на то, чтобы отправить Starship примерно на 85% пути вокруг Земли, у Starship есть способы пройти, прежде чем он будет готов к регулярному запуску полезных нагрузок. Тем не менее, SpaceX достаточно уверена в конечном успехе Starship, чтобы фактически сделать его основой всех будущих целей компании — как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. На сегодняшний день ракеты Falcon от SpaceX стали впечатляюще успешной революцией в области рентабельного запуска, в том числе благодаря возможности повторного использования и вертикальной интеграции.

Благодаря этой беспрецедентной доступности SpaceX смогла начать развертывание своей интернет-группировки Starlink, запустив более 1800 спутников и менее чем за два с половиной года став крупнейшим спутниковым оператором в истории. Там, где возможна конкуренция, Falcon 9 доминирует на мировом рынке коммерческих запусков как малых, так и больших спутников. Однако, несмотря на ошеломляющий успех, Falcon 9 остается по крайней мере на одну или две величины слишком дорогим и слишком ограниченным в производительности, чтобы реализовать более грандиозные амбиции SpaceX.

Эти всеобъемлющие цели достаточно просты и напрямую связаны. Во-первых, SpaceX — через Starlink — стремится покрыть поверхность Земли высококачественным и доступным спутниковым интернетом, который либо неотличим от наземных альтернатив, либо превосходит их, в конечном итоге подключая к Интернету десятки или даже сотни миллионов людей. Во-вторых, основная цель SpaceX всегда заключалась в том, чтобы сделать человечество многопланетным видом, позволив создать один или несколько постоянных, самодостаточных городов на Марсе. Для последней цели всегда были необходимы Starship или полностью многоразовая ракета, без которой было бы непомерно дорого запускать массу и объем припасов, необходимых для строительства города в другом мире.

В последнее время, если верить часто гиперболическому генеральному директору SpaceX, успех Starlink также стал зависеть от Starship, при этом Маск заявил в служебной записке компании, что SpaceX в целом может столкнуться с банкротством, если Starship не будет готов запустить более 200 спутников Starlink. в месяц к концу 2022 года. Хотя то, что SpaceX находится под угрозой банкротства, просто неправда, в заявлении Маска может быть доля правды. Помимо опасений, суть аргумента Маска заключается в том, что Starlink «финансово слаб» в рамках нынешней парадигмы, когда Falcon 9 доставляет на орбиту около 50 300-килограммовых (~ 650 фунтов) спутников с каждым запуском.

В том же духе, что и Starship, Маск считает, что спутники следующего поколения «Starlink V2» — в несколько раз больше, чем спутники V1 — значительно улучшат рентабельность группировки, позволяя SpaceX выжать гораздо больше сетевой емкости из каждой единицы масса спутника. Однако увеличение размеров спутников Starlink V2 в несколько раз сделало бы запуск их на Falcon 9 гораздо менее эффективным — отсюда острая необходимость в Starship.

Вопреки апокалиптическому видению Маска, даже если развертывание может быть значительно медленнее и дороже, вполне вероятно, что полное созвездие Starlink V1, запущенное Falcon 9, все еще может быть экономически жизнеспособным. Однако это, вероятно, не было бы исключительно прибыльным, что долгое время было основным планом SpaceX по финансированию своих многопланетных мечтаний. С Starship, способным достичь своих целей в дизайне, ситуация может измениться.

По словам Маска и других руководителей SpaceX, реальная стоимость — без учета полезной нагрузки — проверенного в полете запуска Falcon 9 составляет где-то между 15 и 28 миллионами долларов. При ориентировочной стоимости в 250-500 тысяч долларов за штуку 50-60 спутников Starlink V1 поднимают общую стоимость запуска Starlink примерно до 30-60 миллионов долларов. В частично многоразовой конфигурации Falcon 9 способен выводить около ~ 16 тонн (~ 35000 фунтов) на низкую околоземную орбиту (НОО).

Однако Starship рассчитан на запуск от 100 тонн (~ 220 000 фунтов) и, возможно, до 150 тонн (~ 330 000 фунтов) на НОО при минимальных затратах всего в 2 миллиона долларов. Даже если SpaceX значительно отклонится от этой цели и никогда не выйдет за пределы 100 тонн на НОО, запуск Starship за 20 миллионов долларов, полностью загруженный спутниками Starlink, все равно будет стоить в пять раз меньше, чем Falcon 9 за единицу массы запущенного спутника. При 150 тоннах на LEO за 10 миллионов долларов Starship будет стоить в 15 раз меньше. Если SpaceX однажды достигнет полного повторного использования и предельные затраты упадут до 2 миллионов долларов, запуск 150-тонного звездолета может быть в 70 раз дешевле, чем Falcon 9.

По тем же причинам, которые могут радикально повысить рентабельность развертывания Starlink и, наконец, сделать расширение человечества за пределы Земли достаточно доступным, чтобы быть жизнеспособным, Starship также по своей сути произвел революцию в доступе к космосу для всех других заказчиков запуска, а не только для SpaceX.

По словам вице-президента SpaceX по коммерческим продажам Тома Очинеро, Starship уже начала проникать в здоровый список существующих клиентов Falcon SpaceX. Несмотря на то, что это относительно незначительный и неизбежный шаг, это все же важный символический шаг для SpaceX и Starship, поскольку он пытается создать ракету-носитель, настолько способную и дешевую, что выводит на пенсию собственные ракеты Falcon.

Вице-президент SpaceX говорит, что Starship уже выигрывает контракты на коммерческий запуск

Оставить комментарий