Skip to main content

Суборбитальная ракета Blue Origin New Shepard потерпела катастрофический отказ двигателя во время 23-й попытки запуска, прервав семилетнюю серию из 21 успеха.

После нескольких задержек, в основном связанных с погодой, которые отодвинули 23-й запуск New Shepard примерно на две недели после первоначальной цели 31 августа, одноступенчатый корабль стартовал с космодрома Blue Origin Ван Хорн, штат Техас, около 10:25 утра по центральному поясному времени (14:00). 25 UTC) 12 сентября. Имея высоту около 15 метров (49 футов), ширину 3,7 метра (12,1 фута) и способную развивать тягу около 50 тонн (~ 110 000 фунтов силы) с одним двигателем BE-3 на полном газу, New Shepard преодолел только полпути. во время его номинального подъема с двигателем до того, как разразилась катастрофа.

Первые признаки неисправности появились примерно через 62 секунды после старта в виде мерцаний и вспышек в выхлопе New Shepard, который обычно почти прозрачен. Менее чем через две секунды после первой, казалось бы, безобидной вспышки пламя непреднамеренно вырвалось из секции двигателя New Shepard и быстро окружило его двигатель BE-3PM. Меньше чем через секунду после этого ракета отлетела в корму и начала отбрасывать части и перестала создавать тягу, включив твердотопливный двигатель, хранящийся внутри ее развертываемой капсулы.

Примерно через секунду после начала инцидента загорелся аварийный двигатель капсулы, и суборбитальный космический корабль благополучно унесся прочь от вышедшей из строя ракеты-носителя New Shepard. В конечном итоге капсула достигла апогея в 11,4 км (7,1 мили) — почти в десять раз меньше номинального — прежде чем спуститься обратно на Землю, развернуть свою парашютную систему и благополучно приземлиться в зарослях пустыни Техаса. К счастью, NS-23 проводил только эксперименты, и люди не подвергались риску. Если бы на борту находилась команда суборбитальных туристов, они, вероятно, были бы немного избиты, но в остальном совершенно невредимы.

В то время как любой отказ ракеты является прискорбным, отказ ракеты, номинально предназначенной для запуска людей, может иметь еще худшие последствия. Однако, благодаря, казалось бы, безупречной незапланированной работе системы прерывания New Shepard, можно с уверенностью сказать, что день для Blue Origin мог пойти намного хуже.

Провал по-прежнему не пойдет на пользу репутации Blue Origin или New Shepard. Это также вызывает не слишком благоприятное сравнение со SpaceX, другим космическим стартапом, который также финансировался и был основан технологическим магнатом в начале 2000-х годов.

Для сравнения, SpaceX, основанная через полтора года после Blue Origin, вышла на орбиту с Falcon 1 в 2008 году. В июне 2010 года она успешно дебютировала с Falcon 9, ракетой орбитального класса примерно в 20 раз больше. В 2012 году Falcon 9 успешно запустила орбитальный космический корабль Dragon, который стал первым частным транспортным средством, состыковавшимся с Международной космической станцией. В январе 2015 года он впервые попытался восстановить ракету-носитель Falcon 9. В декабре 2015 года, через месяц после первой успешной посадки New Shepard Blue Origin, SpaceX осуществила первую посадку ракеты-носителя Falcon 9.

Девять месяцев спустя Falcon 9 потерпел катастрофический сбой во время предстартовых испытаний в сентябре 2016 года и не возвращался в полет до января 2017 года. Именно здесь пути Blue Origin и SpaceX по большей части почти полностью разошлись — но не в любым очевидным способом. Вместо этого после успешного суборбитального запуска в октябре 2016 года New Shepard не летал снова до декабря 2017 года. Примерно за шесть лет с октября 2016 года по сентябрь 2022 года New Shepard совершил 10 суборбитальных запусков без экипажа, 6 суборбитальных туристических запусков и пострадал один неудача во время еще одного беспилотного полета — всего 18 пусков.

Несмотря на катастрофический сбой, в результате которого в сентябре 2016 года был уничтожен многомиллионный спутник заказчика, SpaceX вернулась к полету четыре месяца спустя, за тот же период без сбоев выполнила 150 орбитальных запусков Falcon; дебютировала с самой большой в мире действующей ракетой Falcon Heavy и выполнила с ней два дополнительных запуска; дебютировали Crew Dragon и Cargo Dragon 2 на Falcon 9; запустила своих первых астронавтов на орбиту, запустила свою первую операционную транспортную миссию астронавтов для НАСА, запустила первые два прототипа интернет-спутников Starlink, запустила еще 60 усовершенствованных прототипов Starlink, начала оперативные запуски Falcon 9 Starlink, построила и запустила более 3000 спутников Starlink; приземлились более 130 ускорителей Falcon и повторно использовали ускорители Falcon 117 раз.

(Космос)Последняя миссия Falcon 9, завершенная 11 сентября, стала 173-м успешным орбитальным запуском. (Ричард Энгл)

Различия не могли быть более резкими или странными, учитывая, что обе компании работали более или менее бок о бок и работали над достижением одинаковых целей на протяжении всего своего существования. К чести Blue Origin, компания провела рекордные шесть запусков New Shepard — три с туристами — в 2021 году. разная судьба. Вместо этого неудачный запуск привел к расследованию аномалий, в ходе которого будут искать основную причину и пытаться выявить недостатки, которые затем необходимо будет исправить, прежде чем New Shepard сможет вернуться в полет. Учитывая, что когда-то между успешными запусками New Shepard в Blue Origin проходило 15 месяцев, невозможно сказать, сколько времени займет этот процесс.

Между тем очевидный отказ двигателя New Shepard BE-3PM может привести к расследованию других программ двигателей Blue Origin. Несмотря на существенное отличие, BE-3U, вариант, оптимизированный для верхней ступени New Glenn, первой орбитальной ракеты Blue Origin, вероятно, имеет больше всего общего с BE-3PM от New Shepard. BE-7, небольшой двигатель, предназначенный для приведения в действие посадочного модуля на Луну, также может быть поврежден.

Что наиболее важно, Blue Origin также находится в процессе окончательной подготовки двух гораздо более мощных и гораздо более сложных двигателей BE-4 для заказчика United Launch Alliance (ULA). С опозданием на несколько лет компания Blue Origin завершила первые два двигателя BE-4, теоретически годных к полетам, и начала их квалификационные испытания в начале этого года. Он хочет отправить эти двигатели в ULA как можно скорее, чтобы не откладывать запуск новой ракеты Vulcan Centaur заказчика. BE-3PM и BE-4, вероятно, не имеют общих частей, но многие сотрудники Blue Origin, вероятно, работали над обеими программами, и одно и то же руководство Blue Origin, безусловно, контролировало обе программы. Пока существует какая-либо форма общности, какой бы абстрактной она ни была, всегда существует риск того, что основная причина проблем в одной программе может присутствовать в других.

В конечном счете, вряд ли будет какая-то серьезная связь. Ракете-носителю New Shepard, вышедшему из строя на NS-23, исполнилось почти пять лет, и он совершил рекордный девятый полет. Возможно, Blue Origin в частном порядке беспокоилась о возможности провала при расширении границ, но при обсуждении миссии не делала никаких оговорок. Для сравнения, генеральный директор SpaceX Илон Маск почти всегда давал понять, что неудача возможна, когда компания пытается «впервые» любого рода.

SpaceX недавно запустила и восстановила ту же ракету-носитель Falcon 9 в 14-й раз, установив собственный внутренний рекорд. В результате, эта единственная ракета-носитель Falcon 9, B1058, за последний 31 месяц летала столько же раз, сколько все ракеты-носители New Shepard вместе взятые летали за последние 45 месяцев.

Наконец, хотя ни одна компания не должна ставиться в такое положение, Blue Origin заслуживает похвалы за прямую трансляцию аномалии. Вместо того, чтобы немедленно отключать каналы, что, как ожидается, будет делать большинство провайдеров во время оперативного запуска, Blue Origin продолжала транслировать обзоры сбоя и предоставлять комментарии в прямом эфире, пока капсула New Shepard не приземлилась намного раньше запланированного срока.

Запуск ракеты Blue Origin не удался из-за возгорания двигателя

Оставить комментарий