Skip to main content

В одном из самых больших сюрпризов, связанных с контрактами НАСА за последние годы, космическое агентство выбрало SpaceX — и только SpaceX — для возвращения людей на поверхность Луны с помощью ракеты Starship следующего поколения.

Кристиан Давенпорт из Washington Post сообщил эту новость за несколько часов до запланированного объявления и телеконференции НАСА, сообщив, что SpaceX обошла Dynetics и возглавляемую Blue Origin «Национальную команду» за контракт с единственным поставщиком на создание, запуск и посадку специальной версии. Starship on the Moon за 2,94 миллиарда долларов. Если это беспилотное испытание будет успешным, SpaceX и Starship получат задание высадить первых астронавтов на Луну за полвека уже в середине 2020-х годов.

Хотя объявление о системе посадки человека (HLS) было полностью запланировано и должно было произойти в этом месяце, практически все, кто следил за процессом, полагали, что НАСА будет продолжать опираться на причины выбора нескольких поставщиков для своих коммерческих служб пополнения запасов (CRS) и коммерческих экипажей ( CCP) программы. Наличие нескольких разных поставщиков, космических кораблей и ракет, доступных для выполнения одних и тех же задач, принципиально изолирует НАСА (и Международную космическую станцию, которая зависит от этих программ) от потери возможности транспортировать экипаж или груз в случае, если какой-либо один поставщик задерживается или страдает крупный провал.

С такой сложной целью, как высадка людей на Луну впервые с 1970-х годов, очевидно, что избыточность и несколько различных решений были бы даже более желательными. Вопреки ожиданиям, НАСА вместо этого объявило, что заключило эксклюзивный контракт только с SpaceX на следующий этап разработки HLS. Хотя SpaceX, возможно, был единственным конкурентом, уже тестировавшим что-то похожее на реальное интегрированное летное оборудование, решение НАСА предоставить для Starship HLS единственным источником представляет собой серьезную авантюру.

В то же время, этот шаг также чрезвычайно прагматичен и указывает на то, что один или несколько крупных руководителей в НАСА усвоили менее положительные уроки из его программ коммерческих грузов и экипажей. Важно отметить, что в течение первых нескольких лет реализации программы Commercial Crew Program (CCP) Конгресс систематически недофинансировал разработку двух коммерческих космических кораблей для экипажа — одного от Boeing, а другого от SpaceX. Как прямой результат, запуск обоих космических кораблей был отложен на несколько лет, что вынудило НАСА и в 2020-х годах полагаться на запуски российских кораблей «Союз» для доставки своих астронавтов на МКС.

Кроме того, SpaceX — явный аутсайдер и новичок после Boeing в середине 2010-х годов — резко превзошел своего традиционного аэрокосмического аналога, опередив Boeing и первым выпустив астронавтов. Boeing Starliner теперь как минимум на 18 месяцев отстает от Crew Dragon, несмотря на то, что он стоит почти на 60% дороже.

В первый год своей работы, почти копируя опыт коммерческой бригады НАСА, Конгресс активно недофинансировал программу HLS, выделив 850 млн долларов — всего 25% — от запрашиваемых НАСА 3,4 млрд долларов. Другими словами, НАСА, похоже, продолжает HLS, исходя из предположения, что Конгресс — как это было с CCP — продолжит хронически недофинансировать программу лунных посадочных модулей в течение многих лет. Если это так, то НАСА, похоже, приняло нехарактерно проницательное решение структурировать HLS не на предпочтительном для него бюджете, а на том, что, по мнению агентства, Конгресс поддержит.

Иными словами, НАСА в основном сообщает Конгрессу, что его отсутствие обязательств вынудило агентство предоставить SpaceX единственный источник своего контракта на посадку на луну, что побудило Конгресс должным образом финансировать программу HLS, если ему нужны резервные поставщики. В целом, хотя НАСА, несомненно, идет на риск, выбирая SpaceX и Starship, чтобы вернуть и его, и человечество на Луну, космическое агентство теперь совершенно ясно дало понять, что оно полностью привержено программе и цели, независимо от того, готов ли Конгресс к этому. делать свою работу.

Оставить комментарий