Skip to main content

SpaceX действительно прошла 70% пути к давней цели многократного использования ракеты после успешного запуска и посадки того же ускорителя Falcon 9 в семи миссиях орбитального класса.

Рекордный ракетный ускоритель и новый «лидер флота», известный как Falcon 9 B1049, благополучно вернулся в порт Канаверал на борту дронов «Конечно, я все еще люблю тебя» (OCISLY) в субботу, 28 ноября. За исключением незначительного сбоя и 24-часовой задержки из-за неясной потребности в «дополнительных гарантиях полета», седьмой полет Falcon 9 прошел как никогда безупречно, одновременно ознаменовав 100-й общий запуск ракеты и 99-й успех после десятилетия эксплуатации.

Кристаллизованная в мае 2018 года и ранее неоднократно запускавшаяся генеральным директором Илоном Маском за несколько лет до этого, основная цель SpaceX для повторного использования Falcon 9 — десять полетов на ускоритель с почти нулевым ремонтом между запусками в течение нескольких лет. Таким образом, последний успех Falcon 9 B1049 означает, что SpaceX находится всего в трех рейсах от пересечения этой частично символической, но все же впечатляющей вехи.

Ракета-носитель Falcon 9 B1049 после шестого и седьмого полетов в августе и ноябре 2020 г. (Ричард Энгл)

Пока SpaceX и Маск открыто заявляли о своем желании реализовать возможность повторного использования в ракетах орбитального класса, такие укоренившиеся конкуренты, как Arianespace и United Launch Alliance (ULA), почти постоянно отвечали нечеткими внутренними исследованиями, которые пришли к выводу, что изменение их методов контрпродуктивно. Часто возникают несколько произвольные цифры, поскольку руководители ULA часто прибегают к оправданию того, что повторное использование в стиле SpaceX имеет финансовый смысл только в том случае, если парк бустеров в среднем насчитывает не менее десяти рейсов каждый.

Руководители Arianespace на протяжении многих лет разделяли аналогичные настроения и недавно заявили, что будет иметь смысл инвестировать в возможность повторного использования в стиле SpaceX, только если конгломерат сможет гарантировать не менее 30 контрактов на запуск ежегодно.

SpaceX обрабатывает Falcon 9 B1046 после рекордного третьего запуска и приземления в декабре 2018 года (Полина Акалин)

Вместо того чтобы жаловаться и ломать теоретические волосы на протяжении большей части десятилетия, SpaceX просто начала работать. После многих попыток первая успешная посадка ракеты-носителя Falcon 9 произошла в декабре 2015 года. ~ 15 месяцев спустя SpaceX впервые повторно использовала ракетный ускоритель орбитального класса в коммерческой миссии. Еще через 14 месяцев после этого дебютировал Falcon 9 Block 5 с множеством обновлений, направленных на повторное использование и надежность, и тот же самый ускоритель Falcon 9 стал первым, кто запускался в трех миссиях орбитального класса всего семь месяцев спустя.

Falcon 9 B1049 дебютировал в сентябре 2018 года. 26 месяцев спустя ракета завершила свой седьмой успешный запуск и посадку, в среднем один запуск орбитального спутника каждые ~ 110 дней — впечатляющий подвиг для четвертого когда-либо построенного ускорителя Block 5. Более новые ускорители, такие как Falcon 9 B1058, уже улучшают показатели своих предшественников, выполняя в среднем один запуск каждые 60-80 дней.

Деловая часть и посадочные площадки Falcon 9 B1049 показаны здесь после полета №6 (август 2020 г.) и полета №7 (ноябрь 2020 г.). (Ричард Энгл)

Даже если десять полетов необъяснимо станут постоянным расчетным пределом для всех операций Falcon, текущий парк SpaceX из восьми испытанных в полетах ускорителей Falcon 9 все равно будет способен единолично поддерживать как минимум 54 запуска, а еще 16 сверх этого, если два спящие боковые ускорители Falcon Heavy преобразованы для одноядерного использования. SpaceX вряд ли прекратит производство ускорителей Falcon как минимум еще на год или два, добавив еще как минимум 6-10 первых ступеней к флоту для поддержки десятков важных запусков Falcon 9 и Falcon Heavy в течение следующих 5-10 лет.

Проще говоря, конкурентам SpaceX почти пора снова сдвинуть свои цели. Если B1049 сможет повторить свое среднее значение одного запуска каждые ~ 80 дней в 2020 году, ракета-носитель Falcon 9 может быть готова к десятому полету уже в третьем квартале 2021 года (B1051 не сильно отстает от него).

(Ричард Энгл)

Оставить комментарий