Посадочный модуль SpaceX Starship Moon снова подвергается обстрелу, поскольку Blue Origin подает в суд на НАСА

Модернизированный космический корабль SpaceX отправился в испытательный полет, несмотря на тяжелые потери контрактов с НАСА

Менее чем через три недели после того, как Счетная палата правительства США (GAO) категорически отвергла протесты Blue Origin и Dynetics по поводу решения НАСА о присуждении SpaceX контракта на разработку посадочного модуля на Луну, бывшая компания подала в суд на космическое агентство.

Впервые сообщил The Verge, Blue Origin подала иск против НАСА в Федеральный суд США в понедельник, 16 августа, и продолжает извергать ту же риторику, которую GAO полностью опровергло 30 июля. А именно, офис явно поддержал процесс закупок и аргументы в пользу решения НАСА предоставить SpaceX — и только SpaceX — контракт на разработку посадочного модуля на Луну с экипажем.

До сих пор главный аргумент, выдвинутый Blue Origin and Dynetics, заключается в том, что НАСА фактически аннулировало всю закупку «Варианта А» системы приземления человека (HLS), когда оно не заключило два контракта на разработку HLS. Вариант А относится к ограниченной части программы HLS, направленной на финансирование разработки пилотируемых посадочных устройств на Луну и завершение двух важнейших летных испытаний — одного без экипажа и одного с астронавтами НАСА на борту.

С точки зрения программы HLS очень похожа на программу НАСА для коммерческих экипажей (CCP), которая начиналась как серия небольших контрактов, направленных на демонстрацию возможностей, которые завершились крупным соревнованием по доставке астронавтов НАСА на Международную космическую станцию ​​(МКС) и обратно. В конце концов, НАСА выбрало Boeing и SpaceX, а остальное теперь история (SpaceX процветала; Boeing терпела неудачу), и, несмотря на неудивительные задержки, программа оказалась чрезвычайно успешной и выгодной.

В рамках крупных контрактов о коммерческой перевозке экипажа, которые выиграли SpaceX и Boeing, обеим компаниям было поручено спроектировать, построить и квалифицировать космические корабли с экипажем в соответствии со спецификациями НАСА. Центральным элементом этих контрактов была пара полноценных демонстрационных полетов на МКС и обратно — один без экипажа, а другой с двумя астронавтами НАСА. Затем НАСА отдельно приобрело «миссии после сертификации» — полеты для перевозки экипажей — у обеих компаний через несколько лет после начала разработки.

Связь между Commercial Crew и HLS очевидна и неудивительна. Однако, в отличие от программы коммерческих экипажей, НАСА смогло структурировать HLS с учетом преимуществ ретроспективного анализа. На этот раз, уже столкнувшись с нехваткой финансирования Конгресса, даже хуже, чем годы полуфинансирования, которое напрямую задерживало CCtCap, НАСА использовало другое закупочное « судно » для HLS и неоднократно предупреждало конкурентов, что, хотя ему нужны два поставщика посадочных модулей на Луну, возможность присуждение двух контрактов будет полностью зависеть от наличия финансирования.

Другими словами, НАСА извлекло важный урок из программы коммерческих экипажей и не собиралось связывать себя контрактными обязательствами, которые намного превосходили недавние тенденции финансирования Конгресса. Намеренно или нет, НАСА структурировало HLS таким образом, что оно заключило основные контракты с посадочными модулями варианта А только после того, как Конгресс уже ассигновал финансирование на 2021 финансовый год. Как оказалось, Конгресс в конечном итоге предоставил жалкие 25% от всех 3,4 миллиарда долларов, запрошенных НАСА, не оставив агентству другого выбора, кроме как отказаться от выбора только одного поставщика — SpaceX. Проще говоря, НАСА предполагало, что Конгресс будет продолжать предоставлять лишь крошечную часть финансирования, которое потребуется для своевременной разработки двух посадочных устройств, а предложение SpaceX по Starship было достаточно дешевым, чтобы сделать возможной любую награду по варианту А.

Контракт с фиксированной ценой обойдется НАСА в 2,9 миллиарда долларов в течение четырех или около того лет — что находится в пределах досягаемости космического агентства, если Конгресс продолжит ассигновать около 850 миллионов долларов в год (3,4 миллиарда долларов в течение четырех лет). Цифры очень простые. Как отмечает GAO, транспортное средство с широкими объявлениями агентства (BAA), которое НАСА использовало для закупок HLS Option A, также строго позволяет агентству выбирать столько или меньше предложений, сколько оно хочет, в том числе ни одного. В преддверии подачи предложения официальные документы НАСА неоднократно предупреждали об этом, предупреждая, что агентство может даже не заключить один контракт в зависимости от финансирования или качества полученных предложений.

Чтобы судебный процесс Blue Origin увенчался успехом, все более отчаявшейся компании придется убедить федерального судью в том, что основные реалии и давние прецеденты федеральных закупок — а не только награда NASA HLS компании SpaceX — ошибочны и должны быть изменены. Таким образом, шансы на успех чрезвычайно низки. Однако, если председательствующий судья разрешит рассмотрение дела и присудит Blue Origin судебный запрет против НАСА, это может вынудить космическое агентство прекратить работу по контракту SpaceX HLS на месяцы и потенциально заморозить доступ SpaceX к недавно выделенным NASA 300 миллионам долларов.

Посадочный модуль SpaceX Starship Moon снова подвергается обстрелу, поскольку Blue Origin подает в суд на НАСА