В рамках программы НАСА, которая выберет один или два коммерческих посадочных модуля с экипажем на Луну, SpaceX занята тестированием звездолета и оборудования для создания прототипов, а совсем недавно построила и продемонстрировала лифт «за очень короткий период времени».
Известная как программа Human Landing System (HLS), НАСА выбрало трех поставщиков — консорциум под руководством Blue Origin, Dynetics и SpaceX — для создания прототипов и конкуренции за один или два последующих контракта еще в апреле 2020 года. Предложение SpaceX Starship было было сочтено самым рискованным решением, и компания получила около 135 миллионов долларов в пользу Dynetics ~ 250 миллионов долларов и ~ 570 миллионов долларов «Национальной сборной».
Для своих инвестиций ~ 820 миллионов долларов непонятно, что именно НАСА получило от двух наиболее финансируемых команд, кроме бумажной работы, нескольких завершенных проверок дизайна и двух некачественных макетов, в основном сделанных из картона, пенопласта и дерева. Между тем, за десять месяцев с тех пор, как SpaceX получила свои 135 миллионов долларов, компания построила не менее восьми полномасштабных прототипов звездолета, провела дюжину или более мокрых генеральных репетиций и статических огней с указанными прототипами, а также выполнила два мощных прыжка и два высоких. -испытательные полеты на высоту. Теперь, чтобы добавить к этому списку недорогих достижений, SpaceX также построила и протестировала действующий прототип лифта, который Starship будет использовать для подъема и спуска астронавтов на поверхность Луны и обратно.
Мне кажется, что SpaceX поместила этот прототип лифта посреди одинокого стального кольца ? пора просмотреть аэрофотоснимки Бока-Чика… https://t.co/Xynf2sQUu6
— Эрик Ральф (@ 13ericralph31) 24 февраля 2021 г.
Предложение SpaceX, безусловно, уникально, поскольку Starship не менее чем в несколько раз выше и тяжелее обоих его потенциальных конкурентов. Однако необычайно сложный трехступенчатый четырехкомпонентный посадочный модуль Blue Origin, требующий отдельной ступени перехода, ступени спуска, ступени подъема и каюты экипажа, заставляет даже Starship казаться несколько разумным.
Примечательно, что эта массивная 8-10-метровая (25-32 футов) стека отдельных космических кораблей — кабина экипажа на вершине — заставила бы астронавтов НАСА перемещаться по многоэтажной лестнице на поверхность Луны и обратно. Гораздо выше, чем спускаемый аппарат программы «Аполлон», к которому НАСА в то время уже было несколько прохладно, перемещение по высокой лестнице в неуклюжем, неточном лунном скафандре для выхода в открытый космос было бы чрезвычайно сложной задачей и относительно рискованной. Dynetics — безусловно, наименее опасное решение в этом отношении, требующее того, что составляет скамеечку для ног по сравнению с SpaceX и Blue Origin.
Марк Кирасич из НАСА говорит, что агентство надеется выбрать «до двух» подрядчиков по системе приземления человека, «надеюсь, в течение следующих нескольких недель … Мы уже приступили к делу».
— Стивен Кларк (@ StephenClark1) 24 февраля 2021 г.
(SpaceX)
С точки зрения национальной команды, подход SpaceX к лифту также, несомненно, рискованный, и можно с уверенностью сказать, что продемонстрированная надежность будет абсолютной необходимостью для НАСА, чтобы когда-либо принять это решение. Конечно, SpaceX могла бы включать в себя систему резервного копирования с ручным приводом и лестницу на внешней стороне Starship на случай полного сбоя системы, но обе резервные копии все равно будут представлять риски, аналогичные или более высокие, чем у лестницы национальной сборной.
Однако тот факт, что SpaceX уже построил и начал тестирование прототипа лифта Starship Moon, не позволяет поверить в то, что компания не сможет в конечном итоге создать безопасный, надежный и дублирующий лифт в период с середины до конца 2020-х годов.
Отдельно стоит отметить, что неясно, когда и где SpaceX построила и протестировала первый лифт Starship. На фотографии, предоставленной NASA Mark Kirasich, похоже, показан прототип лифта, расположенный внутри стального кольца Starship с видимым небом, но ничего подобного не было замечено на заводе SpaceX в Boca Chica Starship или на бывших производственных объектах Cocoa Beach. Остается ее завод в Хоторне, Калифорния, или, возможно, таинственный объект «Робертс-роуд» на земле Космического центра Кеннеди (KSC). В любом случае, похоже, что SpaceX еще не продемонстрировала все свои карты и делает все возможное, чтобы убедить NASA в том, что Starship стоит дополнительных контрактов HLS.
Отвечая на вопрос о текущих закупках HLS, она отмечает, что эти награды предназначены для демонстрации посадочных модулей; будет отдельная закупка для услуг посадочного модуля. Большая проблема заключается в том, как поддерживать конкуренцию за эти будущие закупки.
— Джефф Фуст (@jeff_foust) 24 февраля 2021 г.
Ожидается, что НАСА предоставит контракты на демонстрацию полноразмерных посадочных устройств на Луну от одного или двух из трех кандидатов либо «в следующие несколько недель», либо где-то в апреле.