Skip to main content

В рамках программы НАСА, которая выберет один или два коммерческих посадочных модуля с экипажем на Луну, SpaceX занята тестированием звездолета и оборудования для создания прототипов, а совсем недавно построила и продемонстрировала лифт «за очень короткий период времени».

Известная как программа Human Landing System (HLS), НАСА выбрало трех поставщиков — консорциум под руководством Blue Origin, Dynetics и SpaceX — для создания прототипов и конкуренции за один или два последующих контракта еще в апреле 2020 года. Предложение SpaceX Starship было было сочтено самым рискованным решением, и компания получила около 135 миллионов долларов в пользу Dynetics ~ 250 миллионов долларов и ~ 570 миллионов долларов «Национальной сборной».

Для своих инвестиций ~ 820 миллионов долларов непонятно, что именно НАСА получило от двух наиболее финансируемых команд, кроме бумажной работы, нескольких завершенных проверок дизайна и двух некачественных макетов, в основном сделанных из картона, пенопласта и дерева. Между тем, за десять месяцев с тех пор, как SpaceX получила свои 135 миллионов долларов, компания построила не менее восьми полномасштабных прототипов звездолета, провела дюжину или более мокрых генеральных репетиций и статических огней с указанными прототипами, а также выполнила два мощных прыжка и два высоких. -испытательные полеты на высоту. Теперь, чтобы добавить к этому списку недорогих достижений, SpaceX также построила и протестировала действующий прототип лифта, который Starship будет использовать для подъема и спуска астронавтов на поверхность Луны и обратно.

Предложение SpaceX, безусловно, уникально, поскольку Starship не менее чем в несколько раз выше и тяжелее обоих его потенциальных конкурентов. Однако необычайно сложный трехступенчатый четырехкомпонентный посадочный модуль Blue Origin, требующий отдельной ступени перехода, ступени спуска, ступени подъема и каюты экипажа, заставляет даже Starship казаться несколько разумным.

Примечательно, что эта массивная 8-10-метровая (25-32 футов) стека отдельных космических кораблей — кабина экипажа на вершине — заставила бы астронавтов НАСА перемещаться по многоэтажной лестнице на поверхность Луны и обратно. Гораздо выше, чем спускаемый аппарат программы «Аполлон», к которому НАСА в то время уже было несколько прохладно, перемещение по высокой лестнице в неуклюжем, неточном лунном скафандре для выхода в открытый космос было бы чрезвычайно сложной задачей и относительно рискованной. Dynetics — безусловно, наименее опасное решение в этом отношении, требующее того, что составляет скамеечку для ног по сравнению с SpaceX и Blue Origin.

(SpaceX)

С точки зрения национальной команды, подход SpaceX к лифту также, несомненно, рискованный, и можно с уверенностью сказать, что продемонстрированная надежность будет абсолютной необходимостью для НАСА, чтобы когда-либо принять это решение. Конечно, SpaceX могла бы включать в себя систему резервного копирования с ручным приводом и лестницу на внешней стороне Starship на случай полного сбоя системы, но обе резервные копии все равно будут представлять риски, аналогичные или более высокие, чем у лестницы национальной сборной.

Однако тот факт, что SpaceX уже построил и начал тестирование прототипа лифта Starship Moon, не позволяет поверить в то, что компания не сможет в конечном итоге создать безопасный, надежный и дублирующий лифт в период с середины до конца 2020-х годов.

Отдельно стоит отметить, что неясно, когда и где SpaceX построила и протестировала первый лифт Starship. На фотографии, предоставленной NASA Mark Kirasich, похоже, показан прототип лифта, расположенный внутри стального кольца Starship с видимым небом, но ничего подобного не было замечено на заводе SpaceX в Boca Chica Starship или на бывших производственных объектах Cocoa Beach. Остается ее завод в Хоторне, Калифорния, или, возможно, таинственный объект «Робертс-роуд» на земле Космического центра Кеннеди (KSC). В любом случае, похоже, что SpaceX еще не продемонстрировала все свои карты и делает все возможное, чтобы убедить NASA в том, что Starship стоит дополнительных контрактов HLS.

Ожидается, что НАСА предоставит контракты на демонстрацию полноразмерных посадочных устройств на Луну от одного или двух из трех кандидатов либо «в следующие несколько недель», либо где-то в апреле.

Оставить комментарий