НАСА хочет, чтобы SpaceX могла пристыковать Драконов к новой российской космической станции «узел»

НАСА хочет, чтобы SpaceX могла пристыковать Драконов к новой российской космической станции "узел"

Государственное информационное агентство RIA сообщает, что НАСА и Роскосмос ведут переговоры о соглашении, которое в конечном итоге позволит космическим кораблям SpaceX Dragon и другим будущим прибывающим аппаратам стыковаться с новым российским «узловым» модулем, недавно установленным на Международной космической станции (МКС).

Причал — по-русски «пирс» — был успешно выведен на орбиту на ракете «Союз-2.1» 24 ноября. Буксир, выведенный из беспилотного корабля снабжения космического агентства «Прогресс», доставил модуль десятилетней давности на МКС два дня спустя, кульминацией чего стала успешная стыковка 26 ноября. Причал весит почти четыре тонны (3890 кг / 8600 фунтов) и представляет собой сферическое судно высокого давления шириной 3,3 м (~ 11 футов), единственное предназначение которого — принимать посещаемые грузовые машины и экипажи и (теоретически) обеспечивать дальнейшее расширение российского сегмента космической станции.

Еще неизвестно, сможет ли Роскосмос завершить и запустить какой-либо из нескольких новых запланированных модулей космической станции вовремя, чтобы это все еще имело смысл. Помимо значительной неопределенности в отношении того, будет ли Россия на самом деле продолжать поддерживать свой сегмент МКС после 2030 года, Роскосмос провел кошмарные времена при подготовке двух последних «новых» сегментов — Причал и Наука. Наука, жилой и лабораторный модуль, первоначально планировалось запустить в 2007 году. Только четырнадцать лет спустя — в июле 2021 года — Роскосмосу наконец удалось закончить и запустить модуль, который затем приступил к длительному запуску двигателя без участия оператора, который мог легко повредить или разрушить всю станцию ​​в тот же день, когда она прибыла.

Между тем, работы на Причале начались в 2007 году, и первоначально ожидалось, что модуль будет запущен в 2013 году. Согласованные разработки начались в 2010 году, а строительство было завершено к 2014 году. Планировалось, что Причал станет продолжением Науки, впоследствии Причал был вынужден провести почти семь лет на хранении. до того, как его наконец вытащили из шкафа и запустили в ноябре 2021 года.

Теперь, хотя шансы на то, что «Причал» когда-либо будет поддерживать еще один российский модуль МКС, совершенно невелики, «узел» по-прежнему имеет большой потенциал для работы исключительно в качестве стыковочного узла или (согласно его тезке) пирса. Оснащенные шестью стыковочными портами, один из которых теперь соединяет его с Наукой и остальной частью МКС, остальные пять портов фактически бесплатны для использования любыми прибывающими российскими космическими кораблями, включая грузовые корабли «Прогресс», корабли экипажа «Союза» и следующее поколение. Космический корабль «Орел». Однако, по данным Роскосмоса и государственного СМИ РИА, в список возможных арендаторов могут быть добавлены космические корабли SpaceX Crew и Cargo Dragons и другие американские космические корабли, которые будут использовать западный стандарт международного стыковочного адаптера (IDA).

Чтобы космический корабль, оснащенный IDA, мог стыковаться с одним из четырех радиальных портов «ASP-GB» компании Prichal, сначала необходимо спроектировать, сконструировать, запустить и установить какой-либо адаптер. Специфика этой работы, вероятно, является предметом «переговоров», а именно, каким образом Роскосмос получит компенсацию за создание своей части этого гипотетического адаптера. НАСА, вероятно, закупит и предоставит новый порт IDA, а Россия построит соединение ASP-GB. Как это принято в программе МКС, компенсация, скорее всего, будет в форме предоставленных услуг, а не прямой оплаты, при этом НАСА, возможно, запустит дополнительного российского космонавта или предоставит большую часть поставок на определенный период.

Некоторые космические корабли США (в том числе Cygnus, Dreamchaser и старый Dragon SpaceX) используют общий механизм стыковки с МКС. (НАСА)Новые космические корабли Crew Dragon и Cargo Dragon 2 от SpaceX используют другой стыковочный адаптер IDA и состыковываются автономно, тогда как космические корабли CBM «цепляются» за роботизированную руку станции Canadarm2. Starliner Boeing также будет использовать IDA, как и любой другой будущий американский космический корабль с экипажем. (НАСА / ЕКА)

Если это будет реализовано, добавление третьего порта IDA на Международной космической станции значительно упростит жизнь НАСА. Даже сейчас, имея всего два космических корабля (Crew и Cargo Dragon), о которых нужно беспокоиться, НАСА вынуждено очень тщательно планировать прибытия и отправления и уже вынуждено было заставить SpaceX выполнить несколько маневров по перемещению порта Crew Dragon, чтобы подготовиться к прибытию других драконов. В ближайшем будущем космический корабль Boeing Starliner и полугодовые частные миссии Crew Dragon на МКС также вступят в бой, что сделает планирование и последовательность прибытия и отправления космических кораблей еще более сложной задачей.

В сегменте МКС США действительно есть только два порта, которые все еще доступны для преобразования в стандарт IDA, и оба необходимы для обеспечения безопасных, избыточных грузовых перевозок с беспилотных космических кораблей Cygnus и (уже в следующем году) Dreamchaser в течение 2020-х годов. В конечном итоге это означает, что соглашение о размещении третьей МАР в российском сегменте — единственный очевидный способ, которым НАСА может дать себе передышку в течение следующего десятилетия эксплуатации космических аппаратов МАР.

НАСА хочет, чтобы SpaceX могла пристыковать Драконов к новой российской космической станции «узел»