Skip to main content

Next Spaceflight сообщает, что следующий запуск SpaceX Starlink, запланированный всего через пять дней после последней миссии, будет означать, что Falcon 9 станет чрезвычайно важной вехой для действительно многоразовой ракетной техники.

Согласно источникам Next Spaceflight, SpaceX выбрала ускоритель Falcon 9 B1051 для запуска Starlink-27 — 26-й оперативной миссии созвездия — уже в воскресенье, 9 мая. Запланированный через восемь недель (56 дней) после последнего запуска и посадки того же ускорителя орбитального класса и всего через пять дней после 25-го оперативного запуска Starlink SpaceX, Starlink-27 станет 10-м запуском Falcon 9 B1051.

Воскресный полет B1051, казалось бы, незначительный в бесконечном списке «первых» космических полетов SpaceX, но он сделает Falcon 9 первым многоразовым жидкостным ракетным ускорителем любого типа, совершившим десять орбитальных запусков. С этим десятым запуском и (обнадеживающей) посадкой SpaceX пересечет в значительной степени символическую, но все же значительную веху, которую многие традиционные аэрокосмические компании и прямые конкуренты использовали не менее десяти лет, чтобы рационализировать, почивать на лаврах и продолжать проектировать и строить дорогие , одноразовые ракеты без серьезного пути к повторному использованию.

На протяжении всего срока эксплуатации SpaceX у ее единственных двух реальных конкурентов были — и продолжают оставаться — американский конгломерат United Launch Alliance (ULA) и европейский конгломерат Arianespace. Почти как часы, обе крайне консервативные группы, состоящие из многочисленных традиционных, укоренившихся аэрокосмических и военных подрядчиков, прошли через аналогичный цикл принижения и увольнения, отрицания, переворота ворот, недоверия и отставки, когда SpaceX объявила о планах повторного использования, которые стали реальностью. -мир попыток, и постепенно устраняются изгибы.

Когда стало ясно, что SpaceX преуспеет в своих усилиях по вертикальному запуску и посадке ускорителей Falcon 9, а ULA и Arianespace должны были сдвинуть свои цели с того, что «это никогда не сработает», оба в целом остановились на в значительной степени произвольных заявлениях, что даже если SpaceX сможет приземлиться ракеты, повторное использование никогда не было бы экономичным. ULA пошла даже дальше, чем Arianespace, с явным заявлением — полученным из анализа кресла, основанного на непрозрачных, неопределенных предположениях, — что подход SpaceX к повторному использованию Falcon «потребует десяти [booster] используется, чтобы приносить прибыль ». [PDF]

Вместо этого ULA, гордо стоящая на своем высоком коне, предложила альтернативу под названием «Повторное использование SMART (разумная модульная технология. Автономная возвратная технология)» для своей ракеты Vulcan следующего поколения. Вместо того, чтобы приземляться и повторно использовать целые ускорители, такие как SpaceX, ULA разработала бы чрезвычайно сложную часть двигателя, которая отделялась бы от Вулкана в воздухе, развертывала экспериментальный надувной тепловой экран и была захвачена с неба с помощью вертолета. Даже тогда, когда концепция была впервые объявлена ​​в 2015 году, в расписании ULA по повторному использованию SMART технология дебютировала не раньше середины 2020-х годов.

Спустя более полувека ULA больше не говорит о «повторном использовании SMART» и уж точно не говорит о расписании программы. Однако даже в середине 2020 года генеральный директор Тори Бруно по-прежнему повторяет произвольную оценку ULA о том, что повторное использование имеет смысл только после десяти полетов на бустер — и с дополнительным бонусом в виде новых целей, требующих, чтобы эта «безубыточная скорость полета … была достигнута как флот». в среднем.»

Руководители Arianespace на протяжении многих лет разделяли схожие настроения и недавно заявили, что будет иметь смысл инвестировать в возможность повторного использования в стиле SpaceX, только если конгломерат сможет гарантировать не менее 30 контрактов на запуск ежегодно.

Тем временем Arianespace и ULA почти передали подавляющую часть своей доли коммерческого рынка гораздо более доступным Falcon 9 и Falcon Heavy от SpaceX. В результате компания эффективно взяла на себя индустрию коммерческих космических полетов, а ее неустанный итеративный подход к разработке позволил создать усовершенствованные ракеты Falcon 9 и Heavy с беспрецедентной степенью повторного использования. Если посмотреть на все ускорители Falcon 9 Block 5, которые летали более одного раза, средний парк уже составляет более пяти запусков менее чем через три года после дебюта модернизации Block 5.

SpaceX также неоднократно демонстрировала, что может запускать один и тот же ускоритель Falcon 9 дважды менее чем за месяц, что буквально вдвое сокращает 54-дневный рекорд космического челнока и, вероятно, требует от 10 до 100 раз меньше практической работы. Буквально в прошлом месяце НАСА дало возможность повторного использования SpaceX окончательное благословение, когда ракета-носитель Falcon 9 запустила астронавтов во второй раз. Из более чем 1500 спутников Starlink, запущенных SpaceX за последние два года, ни один из этих интернет-спутников не летал на новой ракете-носителе Falcon 9.

Наконец, ракета-носитель Falcon 9 B1051 теперь находится на пути к тому, чтобы стать первым ракетным ускорителем на жидком топливе в истории, преодолевшим отметку в десять вылетов, установленную ULA и намеченную генеральным директором SpaceX Илоном Маском. Для Маска «десять полетов» долгое время были линией, проведенной на песке и явно предназначенной для использования в качестве произвольной цели. На самом деле, после запуска нескольких ускорителей Falcon 9 шесть, семь, восемь и даже девять раз каждый, SpaceX уже считает, что существующая конструкция ракеты способна значительно превзойти эту цель.

Возможно, самое главное, несмотря на то, что Arianespace и ULA едва ли начали даже пытаться противостоять Falcon 9 и Falcon Heavy, SpaceX уже работает над Starship — гораздо более мощной, полностью многоразовой ракетой, разработанной с нуля с учетом уроков, извлеченных из опыта. Сокол.

Оставить комментарий